[Главная страница][Тезисы конференции]

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ НЕЗРЯЧИХ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Плаксина Л.И., доктор психологических наук ИКП РАО, зав. лабораторией

содержания и методов обучения детей с нарушением зрения,

Москва

Отношение общества к инвалидам зависит от различных факторов, среди которых ведущими является уровень социально-экономического развития, система образования, обеспечивающая возможность выбора профессии сообразно своим возможностям и способностям.

Состояние системы специального образования 90-х годов можно определить как кризисное. (Н.Н. Малофеев). Пути выхода из него видятся в решении ряда задач, в определении и разработке как его содержательной стороны, так и в решении проблемы интеграции детей-инвалидов в социум через систему профессионального образования (средне-специального и высшего).

В связи с этим проблема упирается в поиски оптимальной модели специальной медико-психолого-педагогической помощи и поддержки незрячих, поступающих в высшие учебные заведения. В связи с чем требуется разработка и реализация комплексной программы реабилитации незрячих в процессе обучения в высшем заведении.

Одной из важнейших задач является разработка системы профориентационной работы, позволяющей незрячим выпускникам школ слепых и слабовидящих осознанно выбирать профессию.

Однако до настоящего времени научных разработок в этом направлении не осуществлено.

Еще на пятом международном конгрессе по вопросам улучшения быта слепых, проходившем в 1889 году в г. Кельне выделены те профессии, которые до настоящего времени остаются приоритетными для слепых. В решении конгресса говорится, «что необходимо готовить из слепых учителей и музыкантов только в тех случаях, когда слепые обнаруживают выдающиеся способности, когда их родители сами этого желают и имеют достаточно средств для покрытия неизбежных расходов на их обучение, а в последствии и для материального их обеспечения». Данное решение стало вновь весьма актуально, так как вопрос профилирования, выбора профессии для незрячих приобрел свою остроту не только при поступлении в ВУЗ, но и при решении проблемы социальной защищенности незрячих после окончания обучения.

В настоящее время в нашей стране и многих других странах имеется достаточно обширный опыт профессиональной подготовки незрячих в высшие учебные заведения, тем не менее научно-обоснованных разработок и рекомендаций по организации системы получения высшего образования слепыми имеется недостаточно. Остаются неизученными все те проблемы и трудности социальной адаптации и реабилитации незрячих средствами высшего образования. Пока только эмпирические данные позволяют говорить о наличии разнообразных затруднений у незрячих студентов при обучении в ВУЗе.

При этом следует затронуть не только вопросы интеллектуальной подготовленности выпускников специальных школ для поступления в институт, но и выделить весьма актуальную проблему психологической готовности незрячего абитуриента к самостоятельной учебе, самопроявлению и социальной компетентности в организации всей жизнедеятельности студентов.

Наблюдения за выпускниками школ-интернатов показывают, что коррекционно-компенсаторная работа по формированию социальной компетентности в образе жизни студентов ведется недостаточно. Многие выпускники испытывают различного рода психоэмоциональные напряжения при первых столкновениях с учебой в институте.

Для правильного понимания своего нового социального статуса в роли студента, незрячему необходимо обладать определенными знаниями об условиях обучения в ВУЗе, о том объеме необходимых навыков, которые обеспечат ему нормальную учебу, общение и общежитие.

В этом случае у него будет меньше барьеров в общении и короче путь к взаимопониманию с преподавателями и студентами. Они должны знать, что от них потребуется определенная культура общения, эрудиция, умение привлекать к себе внимание аудитории, считаться с ее интересами и умение обращаться к ней за помощью в случаях, когда собственных знаний, навыков и умений бывает недостаточно. Чтобы исчезали барьеры во взаимопонимании и общении незрячих студентов с аудиторией необходимо знать реальные возможности всех, кто участвует в общении. Осознание своих возможностей незрячим студентом через процесс общения с аудиторией студентов является основой для равноправного и в то же время его самозащищенного утверждения в коллективе. А это, как известно из практики, является одной из сложных задач социальной адаптации незрячих студентов. В настоящее время основная цель в проблеме разработки помощи незрячим студентам при овладении знаниями состоит в создании наиболее оптимальных условий для формирования как профессиональных качеств, так и гармонизации интегрированного входа в общество.

Для этого необходимо изучение психолого-педагогической готовности незрячих абитуриентов к самостоятельному обучению.

В этом случае, в отличие от массового студента, незрячему необходимо обладать информацией о том, какие специальные знания, навыки и умения потребуются для самостоятельной учебы.

Какие же основные направления научных разработок необходимо осуществить для того, чтобы сложилась научно-обоснованная система подготовки незрячих студентов:

требуется изучение возможностей незрячих студентов в получении высшего профессионального образования и возможности их трудоустройства соответственно приобретенной специальности;

необходимо разработать психолого-педагогическое сопровождение самостоятельной работы незрячих студентов при овладении знаниями по общим вопросам жизнедеятельности;

систематизировать все имеющиеся в мире научно-методические и тифло-технические разработки, позволяющие незрячим студентам свободно интегрировать в социум;

оптимально расширить коммуникативно-ориентировочное обучение незрячих студентов с применением современных специально разработанных технологий обучения (тифлотехника, компьютерные методики, психо-коррекционная помощь и т.д.);

разработать модель комплексной психолого-педагогической и информационной помощи незрячим в профилировании на получение высшего профессионального образования сообразно их возможностям и запросам общества на эти профессии;

создать научно-методический центр помощи незрячим студентам и преподавателям высший учебных заведений, обучающих студентов с нарушенным зрением;

создать банк данных "Все о незрячем студенте", обучающемся в высших учебных заведениях.

Специальная база о проблемах, имеющихся у незрячих студентов, о системе реабилитационных средств и социальной адаптации, модели различных видов помощи студентам позволит решить проблему получения высшего образования незрячим.

Весьма важно, когда окружающая среда позволяет инвалиду по зрению реализовать свои потенциальные возможности и способности, преодолевая существующие у него некоторые ограничения, связанные с патологией зрения.

Если образование и воспитание будут ориентированы на создание выбора индивидуального пути для незрячего, тогда можно будет говорить о формировании его активной и полнокровной жизни в обществе.

Мы полагаем, что профессиональное образование незрячих в современных условиях будет эффективнее, если:

будут разработаны концепции и система непрерывного многоуровневого образования на основе проблемного анализа тенденций их развития в России и с учетом потребностей и возможностей инвалидов по зрению;

будут определены организационно-идеологические условия обучения студента с нарушенным зрением в высшем учебном заведении на основе интеграции содержательного, коррекционно-компенсаторного, реабилитационного и социально-адаптивного обеспечения учебного процесса;

разработана модель помощи высшим учебным заведениям, которые осуществляют обучение незрячих студентов.

Все эти задачи являются остро актуальными и социально значимыми и требуют внимания от многих общественных, государственных и научных организаций и институтов.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz