[Главная страница][Тезисы конференции]

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРУДА НЕЗРЯЧИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Порецкий И.Б., инженер-программист 1-ой категории СПСДТУ АО Ленэнерго,

С. - Петербург

Я не открою Америки, если скажу, что на заре компьютерной эры в нашей стране (60-е - 70-е годы 20-го столетия) профессия программиста считалась одной из самых престижных и перспективных среди незрячих специалистов. Такое положение вещей было обусловлено целым рядом обстоятельств. Отметим прежде всего, что в те времена эта профессия мало чем отличалась в народном сознании от профессии математика, являясь скорее некоей формой материализации, или практической конкретизации последней, нежели самостоятельной областью деятельности. Такое представление диктовалось с одной стороны самим названием (машины-то ведь вычислительные, хотя и электронные), с другой же стороны тем обстоятельством, что основной областью применения были именно задачи вычислительного характера. Кроме того, профессию эту получали именно на математических факультетах вузов. Мне не известно ничего о существовании в те годы специальных учебных заведений, ориентированных на подготовку программистов как таковых. Я даже не уверен в формально-юридическом существовании этой специальности в те годы.

Возможность и перспективность математической стези для человека с пороками зрения подтверждалась историческим примером Леонарда Эйлера, хотя к примеру этому мало кто аппелировал, а сам характер работы программиста тогда мало чем внешне отличался от работы математика. Основной задачей программиста являлась формализация задачи, разработка алгоритма и его формулировка на том или ином алгоритмическом языке. Вся эта работа, требовавшая высокой квалификации и большой творческой отдачи, могла быть с успехом проделана исключительно в голове и на бумаге, в кабинетном, так сказать, режиме, и даже отладка программы, происходившая тогда, выражаясь современным языком, в режиме off-line, не требовала прямого контакта со сложной аппаратурой, рассчитанной на зрячего оператора. Таков был характер работы программиста вообще и незрячий программист в этом смысле очень мало чем отличался от своих более счастливых коллег. Такое замечательное положение вещей усугублялось еще и тем, что в качестве носителей информации чрезвычайно широко использовались перфокарты и перфоленты, которые вполне можно было читать невизуальными методами.

Ситуация резко переменилась в 80-е годы, когда на смену большим ЭВМ стали приходить малые, а затем и персональные компьютеры. Живой диалог с машиной при помощи клавиатуры и дисплея сделался неотъемлемым атрибутом программистских будней и труд незрячего программиста в его прежней форме утратил свою былую эффективность. Перфокарты и перфоленты постепенно ушли в небытие и, если клавиатурный ввод и не таит в себе для незрячего специалиста непреодолимых преград, то дисплей в качестве основного устройства вывода представляет весьма серьезную преграду на его пути. Положение наше осложнилось еще и тем, что как раз именно на это время пришлась смена общих политических и экономических ориентиров в обществе, а также изменение общей конъюнктуры спроса на программный продукт. Так, акценты при разработке программ стали интенсивно смещаться в сторону визуально-интерфейсной их части, а работа программистов стала приобретать все более ремесленный, нежели научный характер. Число программистов начало неуклонно расти, а средний уровень их квалификации - столь же неуклонно падать. Появился спрос на низкоквалифицированный труд в этой области и реальная конкуренция, выдерживать которую в условиях зрительной ограниченности стало чрезвычайно трудно.

Эти перемены, разумеется, не могли не отразиться на положении незрячих программистов, которые один за другим стали терять свои рабочие места.

Однако, технический прогресс продолжал уверенно двигаться в направлении демократизации компьютерной техники. Поменял свой статус и сам компьютер, превратившись из сугубо промышленной установки в атрибут домашнего обихода, компьютерная грамотность стала частью общей грамотности, а в общеобразовательных школах появился предмет под названием «информатика». Появилось даже такое понятие как «пользователь», существующее в понимании многих как обозначение некой, достаточно размытой, я бы сказал, связанной с компьютерами профессии, или даже как обозначение программиста весьма невысокой квалификации. Такое понимание этого термина мне представляется ошибочным, ибо пользователь - это в моем представлении тот, кто так или иначе использует в своей жизни и деятельности компьютер. С этой точки зрения программист - это такой же пользователь как и, скажем, секретарша, юрист или переводчик, чье рабочее место оснащено компьютером. Всем им компьютерная грамотность и навыки операторской работы примерно одинаково необходимы для отправления своих профессиональных обязанностей.

Еще одним следствием этой демократизации можно считать появление разнообразных специальных средств доступа, позволяющих лицам с серьезными нарушениями зрения в полной мере наслаждаться новейшими достижениями в области компьютерных технологий. Причем, наряду со средствами, разработанными специально для этой благородной цели, весьма дорогими из-за своей малосерийности и потому малодоступными для широких пользовательских масс, появилось и достаточное количество весьма изощренных средств, опирающихся на звуковой и речевой вывод и являющихся, таким образом, как бы естественным следствием развития мультимедийных технологий, очень модных в наше время. Я не хочу здесь вдаваться в сравнение различных подходов к этой проблеме, что давно уже стало традиционным предметом непримиримых споров. На мой взгляд, чем больше будет таких разнообразных средств, тем лучше и веселее нам будет жить.

Итак, подытоживая сказанное, отмечу, что компьютер в наши дни не просто сделался доступен незрячим пользователям, но обрел, пожалуй, статус одного из важнейших тифлотехнических средств, играющего ключевую роль в процессе реабилитации и интеграции в общество лиц с серьезными нарушениями зрения. Причем, здесь можно говорить отнюдь не только о реабилитации вообще, но и о профессиональной реабилитации в целом ряде профессий. Я, разумеется, ни сколько не претендую здесь на какую бы то ни было новизну высказываемых мыслей, тем более, что в этом направлении сейчас уже многое делается. Приятно отметить, что в целом ряде городов открылись специальные центры и курсы обучения компьютерной грамотности, ведутся работы по приобретению специализированных средств и созданию оснащенных ими рабочих мест. Такие работы ведутся и в Москве, и в моем родном городе, и в Нижнем Новгороде. Что же касается профессии программиста, то она, как мне кажется, в результате описанного чуть выше переходного периода, к сожалению, отошла несколько на задний план.

А сейчас мне бы хотелось высказать свою точку зрения на возможность применения труда незрячих программистов в создавшихся условиях и обрисовать свое видение проблем и перспектив в этой области.

Скажу сразу, что относиться к незрячему программисту скептически я не могу никак хотя бы уже потому, что сам в течение пятнадцати лет таковым являюсь. Однако, думаю, не следует закрывать глаза и на то, что серьезная зрительная ограниченность все же диктует и свою специфику.

Прежде всего, круг решаемых задач. Одним из основных достоинств профессии программиста я считаю обширность и разнообразие областей применения. Так что, нам есть из чего выбирать.

Как уже отмечалось, при разработке программ в настоящее время все больше внимания стало выпадать на долю их интерфейсной части. Наглядность, эргономичность и эстетичность интерфейса стала оказывать чуть ли не решающее влияние на потребительскую ценность конечного продукта, а в работе программистов появилось довольно много чисто дизайнерских элементов. Помимо прочего, это связано еще и с появлением большого числа новых областей применения, где характер решаемых задач достаточно ясен на интуитивном уровне и не требует привлечения наукоемких методов, а эффект от использования вычислительной техники весьма ощутим. К этому классу задач я, с присущим мне высокомерием, отношу и саму разработку интерфейсов. Эта область представляется мне не слишком перспективной с точки зрения применения труда незрячих специалистов. Во-первых, конечный результат здесь оценивается прежде всего визуально, в чем я вижу естественные трудности. Я не считаю, что люди, по тем или иным причинам обделенные зрением, обделены также и зрительным воображением, напротив даже, поводов для тренировки такого воображения в жизни у них возникает еще больше, но одного воображения здесь все-таки, мне кажется, маловато. А во-вторых, конкуренция здесь достаточно велика, а условия борьбы неравные, особенно, учитывая появление так называемых визуальных средств программирования и связанную с этим чрезвычайную демократизацию самой профессии. Сказанное относится и к такому модному нынче направлению, как WEB-дезайн.

Однако, я не вижу серьезных причин переживать и плакать по этому поводу, ибо есть целый ряд других областей, где труд незрячих программистов может быть с успехом применен и окажется весьма эффективным и конкурентоспособным. Я имею в виду всевозможные задачи, требующие применения нетривиальных и наукоемких подходов, программирование математических методов, системные задачи и задачи, связанные с обслуживанием оборудования. Короче говоря, все те задачи, где акцент при программировании должен быть смещен в сторону алгоритмической, а не дизайнерской проработки. Здесь определяющими профессиональными качествами становятся наличие специальных знаний, умение четко и стройно мыслить, а также способность глубоко сосредотачиваться и удерживать это сосредоточение в течение долгого времени. А в этом смысле отсутствие зрения или же его недостаток не играет, пожалуй, своей фатальной роли. Что касается проистекающей из этого недостатка некоторой информационной ограниченности, то преодолеть ее очень помогает все тот же компьютер и об этом много уже говорилось в других местах, а что касается остальных двух качеств, то вспомним все того же Леонарда Эйлера, на потерю очередного глаза реагировавшего лишь холодной констатацией факта уменьшения количества отвлекающих воздействий.

Хочу отметить еще одну, сравнительно недавно возникшую предметную область, тоже, на мой взгляд, весьма благодатную для применения труда незрячих программистов. Я имею в виду разработку программ для так называемых однокристальных ЭВМ и разрабатываемых на их базе устройств. Это направление сейчас бурно развивается и с устройствами такими мы сталкиваемся в жизни очень часто, порою даже и не подозревая об этом. Сталкиваемся не только на производстве, но и в быту, так как к таким устройствам относятся, например, всем известные телефонные аппараты с автоматическим определителем номера, сотовые телефоны и даже современные телевизоры и стиральные машины. Спрос на программистов в этой области не иссякает. Для незрячих специалистов положительную роль играет здесь еще и то обстоятельство, что работать, как правило, приходится в паре со специалистом-электронщиком, в тандеме, так сказать. Так случилось, что я сам подвизаюсь как раз именно в этой области и, думаю, что это во многом помогло мне пережить тот тяжелый переходный период, который я живописал в начале доклада. В свое время среди незрячих весьма широко практиковалось увлечение радиолюбительством и радиоспортом, даже книжки по брайлю издавались на эту тему. Так вот теперь склонности и знания такого рода могли бы быть довольно широко востребованы профессионально.

Теперь о средствах. Я не собираюсь, естественно, здесь рассказывать о традиционных инструментальных средствах, используемых программистами в своей работе, - всевозможных компиляторах, отладчиках и тому подобном, - здесь практически никакой особой специфики нет и все зависит главным образом от класса решаемой задачи и от капризов заказчика. Мне бы хотелось сказать несколько слов о специальных средствах доступа в контексте рассматриваемых проблем.

В основном, это те же самые средства, к которым прибегает любой незрячий пользователь при своем общении с компьютером: рельефно-точечные дисплеи, принтеры, скринридеры, синтезаторы речи и тому подобное. Однако, следует заметить, что тот факт, что работа носит здесь профессиональный характер, да и сам характер этой работы предъявляют несколько повышенные требования к таким средствам. И прежде всего это относится к программной их части. Профессиональный программист должен не просто уметь писать хорошие программы, решающие те или иные задачи, но, чтобы быть конкурентоспособным, он должен уметь делать это быстро. А значит, и средства доступа, которыми он пользуется при взаимодействии с компьютером, должны позволять ему быстро ориентироваться в любой ситуации. В идеале, средства доступа должны быть настолько хороши, чтобы использовать их оказывалось бы эффективнее, нежели прибегать к услугам хорошего, понимающего зрячего помощника. Средства эти должны обладать достаточно высокой степенью надежности и устойчивости, так как работа программиста, в силу своей специфики, сама по себе нередко может выступать в качестве источника всевозможных, так сказать, катастроф. Привнесение дополнительных источников в виде, скажем, глючного скринридера невероятно путает карты и оказывается практически недопустимым. Кроме того, средства эти должны обеспечивать весьма высокую степень независимости. Незрячий программист должен быть полным хозяином положения на своем рабочем месте, он должен иметь возможность самостоятельно выпутаться из любой внештатной ситуации, ибо, в силу все той же специфики его деятельности, вероятность возникновения таких ситуаций достаточно высока.

Разумеется, все эти пожелания можно отнести и к средствам доступа для любого незрячего пользователя, но для программиста они приобретают особую важность, переходя из разряда пожеланий в разряд требований.

Приятно отметить, что удовлетворяющие в той или иной мере этим требованиям средства нынче имеются для целого ряда широко распространенных платформ. Я не стану сейчас углубляться в их перечисление и характеристику, ибо об этом много говорилось уже в другом месте. Интересующихся я бы отослал к материалам Нижегородской конференции 1999 года, где этим вопросам отчасти был посвящен и мой доклад и где был приведен довольно полный и содержательный обзор таких средств в докладе Котова Юрия Ивановича.

Думаю, что вряд ли я являюсь исключением в том плане, что по отношению к этим средствам мне бы хотелось прежде всего выступать в качестве их счастливого пользователя, однако, не следует забывать и о том, что здесь мы во многом еще и сами творцы своего счастья, ибо кто лучше нас, незрячих программистов, может знать как следует решать эти задачи? Полагаю, что следует всячески объединять наши усилия в этом направлении. Пользуясь случаем, хочу отметить, что именно благодаря Нижегородской конференции 1999 года у меня возник ряд весьма плодотворных контактов, вылившихся в не менее плодотворное сотрудничество, результатом которого явился программный синтезатор русской речи под Линукс. Хочу снять шляпу и благодарно поклониться всем, кто так или иначе имел к этому отношение. А организаторам таких вот конференций, думаю, будет приятно осознавать, что их великий и, безусловно, полезный труд имеет порой и такой вещественный результат. Во многом именно благодаря этому продукт этот получает статус freeware, ибо я не могу считать себя здесь единоличным автором. Хотелось бы, чтобы таких результатов было больше.

Итак, попытаемся кратко сформулировать основные итоги сказанного. В свете новейших достижений в области развития компьютерных технологий и появления широкого спектра всевозможных средств адаптации вычислительной техники к потребностям пользователей с серьезными нарушениями зрения, профессия программиста становится весьма перспективной областью для эффективного приложения сил незрячих специалистов и превосходным путем для их профессиональной реабилитации и интеграции в общество. Причем, труд незрячих специалистов наиболее разумно использовать там, где основной акцент делается на методологической и алгоритмической проработке, а не на оформительско-интерфейсной части, то есть в задачах, связанных с реализацией математических методов, системных задачах и других наукоемких областях. Тезис о целесообразности применения труда незрячих программистов следует всячески распространять, внедряя его глубоко в сознание работодателей, правда, каким конкретно образом это можно делать, сказать затрудняюсь. В спецшколах для детей с серьезными нарушениями зрения следует особое внимание обратить на качество

преподавания информатики, а также не лишней бы оказалась и определенная профориентационная работа. Самим же незрячим, решившим посвятить себя благородной профессии программиста, я бы порекомендовал сосредоточить свои усилия прежде всего на приобретении нетривиальных специальных знаний в этой области, ибо это основной залог их реальной конкурентоспособности на рынке труда.

И еще, в заключение, хотелось бы отметить один важный момент, который, в пылу повествования, оказался мною совершенно упущен. Я говорю о роли Интернета, навыки работы с которым, для незрячего программиста играют особую роль. Прежде всего, Интернет - это грандиозный источник информации, который, при умелом его использовании, помогает практически полностью преодолеть естественную информационную ограниченность, являющуюся следствием недостатка зрения. Вряд ли стоит убеждать почтенную публику, сколь необходимо практикующему программисту всегда быть в курсе последних достижений в области своей профессии. И в этом плане Интернет может сослужить совершенно неоценимую службу. Кроме того, Интернет может предоставить незрячему программисту совершенно уникальную возможность самостоятельно поработать с платформой, для которой еще не существует специальных средств доступа. О таких возможностях я упоминал в своем докладе на конференции 1999 года. И, наконец, через Интернет можно просто получать работу и выполнять ее. Причем, при таком заочном, так сказать, найме физический недостаток просто перестает играть роль.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz