[Главная страница][Тезисы конференции]

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Никулина Г.В. ,зав кафедрой тифлопедагогики РГПУ им. А.И.Герцена,

С.-Петербург

Результаты, проводимых в течение нескольких лет сотрудниками кафедры тифлопедагогики РГПУ им.А.И.Герцена исследований, направленных на выявление трудностей, возникающих у незрячих студентов в процессе обучения в высших учебных заведениях, позволили организовать на базе факультета коррекционной педагогики ресурсный центр по оказанию поддержки инвалидам по зрению в условиях вузовского образования. Данный центр, несмотря на свой юный возраст, уже сейчас готов оказывать определенную информационную, психологическую и методическую поддержку незрячим студентам. Однако анализ результатов проведенных исследований из многочисленных трудностей, встречающихся у инвалидов по зрению на этапе вузовского образования, позволил особо выделить трудности, возникающие в процессе осуществления коммуникативной деятельности. Многие незрячие реципиенты обращали внимание на тот факт, что именно их неумение организовать межличностное общение с сокурсниками и преподавателями вуза зачастую не дает возможности оперативно и продуктивно решать многие проблемы психологического, информационного и методического характера.

В силу двусторонней природы процесса общения, в котором в данном случае участвуют незрячие студенты, с одной стороны, и нормально видящие студенты и преподаватели, - с другой, в ходе анализа экспериментальных данных были выделены трудности, возникающие у каждой группы субъектов коммуникативного процесса, реализуемого в условиях вузовского образования.

Анализ ответов незрячих студентов позволил выделить трудности, возникающие:

в процессе формирования первого впечатления о собеседнике, связанного утратой или глубоким нарушениями зрения, препятствующими отчетливому видению лица партнера по общению, восприятию мимических движений, выражения глаз, и многих других визуально воспринимаемых признаков;

в процессе осуществления обратной связи между партнерами, играющей роль регулятора и контроля над процессом межличностного взаимодействия в отсутствии возможности распознавания по внешним признакам внутреннего состояния партнера по общению, определения его отношения к себе, к своим высказываниям;

в наличии дефицита личностно-эмоционального общения, отсутствием опыта общения;

в неумении воспринимать партнера на основе деятельности сохранных анализаторов;

в низком уровне владения речевыми и неречевыми средствами общения;

в наличии представлений о негативном отношении к себе со стороны зрячих, связанных как с негативным восприятием зрячими косметических дефектов, так и непониманием зрячими незрячих;

Анализ ответов зрячих студентов и преподавателей позволяет выделить трудности, связанные :

с наличием неадекватного отношения инвалида по зрению к своему дефекту, неадекватной оценки своих возможностей;

с наличием у незрячих неадекватной информации о преимущественно негативном отношении к ним зрячих;

с преобладанием со стороны инвалида по зрению преимущественно монологической формы общения, неизбежно приводящей к построению коммуникативной деятельности в форме управления, что в подавляющем большинстве случаев не устраивает зрячих субъектов коммуникации, результатом чего является возникновение желания сократить возможные контакты, свести их до минимум;

с демонстрированием определенной частью незрячих студентов таких черт характера как замкнутость, некоммуникабельность, агрессивность, обидчивость, желание уйти в свой внутренний мир;

в наличии затяжных депрессивных состояний, которые зачастую могут приводить к длительной потере потребности в общении.

Анализ трудностей, возникающих в процессе осуществления коммуникативной деятельности в условиях вузовского образования, когда один из субъектов является инвалидом по зрению, настоятельно требует включения в качестве приоритетного направления деятельности ресурсного центра работы, направленной на формирование коммуникативной культуры у всех субъектов коммуникативной деятельности. Совершенно очевидно, что включение данного направления в содержание работы ресурсного центра требует прежде всего разработки психолого -педагогических основ ее организации и содержания.

В рамках решения вопроса о содержании работы по формированию коммуникативной культуры участников коммуникативной деятельности, реализуемой в условиях вузовского образования, определенный интерес представляет решение проблемы о соотношении культуры вообще и культуры слепых как определенного вида субкультуры. Так, Е.К.Агеев под культурой слепых понимает «обобщенное, систематизированное выражение опыта различных категорий инвалидов по зрению в двустороннем (и многостороннем) процессе становления и развития межличностных, коллективных отношений, т.е. в процессе их совместной деятельности и интеграции». Именно формирование культуры, в том числе и коммуникативной, по мнению Е.К. Агеева, является закономерным социальным явлением, принципиально важным, общественно необходимым методом, облегчающим жизнь людям с глубокими нарушениями зрения, дающим возможность активного и успешного участия в общественно-полезной деятельности человеческого общества в целом. Автор считает, что формирование культуры (в том числе и коммуникативной) предполагает осведомленность человека об опыте других людей, уже прошедший такой же путь. Наличие знаний и владение опытом других, помогает незрячим многое учитывать и предусматривать, что облегчает свой собственный путь к цели при взаимоотношениях с другими людьми.

В процессе определения психолого-педагогических основ содержания работы ресурсного центра, направленной на по формирование коммуникативной культуры незрячих в условиях вузовского образования, чрезвычайно продуктивным является взгляд, В.З.Кантора, на процесс индивидуального развития инвалидов по зрению как на процесс, включающий три содержательных стороны, реабилитационную, интеграционную и компенсаторную, которые применительно к индивидуальному развитию в условиях зрительной депривации выражаются определенным образом: (ре) абилитация как специфическая форма гоминизации, социальная интеграция как специфическая форма социализации и компенсация как специфическая форма индивидуализации. Гоминизация в условиях слепоты или слабовидения, по мнению автора, протекает в форме (ре)абилитации инвалида по зрению, социализация - в форме его социальной интеграции и, наконец, индивидуализация - в форме компенсации дефекта .

В свете данных взглядов, в процессе их проекции на коммуникативную деятельность, становится очевидным, что деятельность, связанная с межличностным взаимодействием, проходящим в условиях зрительной депривации, имеет соответствующие содержательные стороны, определяемые коммуникативно-деятельностным характером освоения человеком коммуникативной культурой.

В плане (ре)абилитации, исходя из признания фундаментального характера потребности в межличностном взаимодействии, очевидно, что у субъекта коммуникативной деятельности, в качестве которого в данном случае выступает человек, имеющий глубокие нарушения зрения, совершенствуются различные стороны психики, личностные свойства и качества, совершенствуются речевые и неречевые средства общения, обогащается социальный опыт.

В социально-интеграционном плане содержательная сторона коммуникативной деятельности определяется, во-первых, тем ,что коммуникативная деятельность представляет собой определенную трансформацию культуры, проявляющуюся в данном случае в сохранении и передаче во время коммуникативных актов определенных норм, стереотипов, границ определенных социальных ролей; во-вторых, - тем, что коммуникативная деятельность, включается в любую деятельность, что обеспечивает участие субъекта коммуникативной деятельности, в качестве которого в данном случае выступает человек, имеющий глубокие нарушения зрения, во всех видах человеческой деятельности.

В русле компенсаторного аспекта содержательная сторона коммуникативной деятельности проявляется в том, что каждый коммуникативный акт, в котором принимает участие инвалид по зрению, имеет определенный компенсаторный момент, что обнаруживается в свете представлений о компенсации как процессе замещения нарушенных (отсутствующих) функций и установления сложных систем взаимодействия сохранных функций. В русле современного подхода к компенсации, в ходе коммуникативной деятельности у субъекта межличностного взаимодействия, находящегося в условиях зрительной депривации, осуществляется как замещение отсутствующих или нарушенных зрительных функций (остроты зрения, поля зрения, цветоразличение, глазодвигательных функций), так и установления сложных систем взаимодействия сохранных функций, связанных с деятельностью сохранных анализаторов: таких как слуховой, осязательный, обонятельный.

Раскрытие содержательной стороны коммуникативной деятельности, в которой принимает участие инвалид по зрению, и выявление ее значения для слепых и слабовидящих в плане протекания процессов реабилитации, интеграции и компенсации, позволяет актуализировать проблему, связанную с характером влияния нарушений зрения в границах слепоты и слабовидения, на формирование коммуникативной культуры инвалида по зрению. Определяя феномен коммуникативной культуры личности, как некое психологическое образование, имеющее психофизиологическую основу, которое неким образом может быть материализовано в виде выделения определенной структуры, имеющей ряд подструктур (наиболее значимые социально-перцептивные качества личности; способность к эмпации; опыт духовной жизни прошлых поколений в виде социальных норм, ценностей, установок, стереотипов; владение средствами общения, динамическое единство знаний и умений, необходимых для реализации различных форм и видов межличностного взаимодействия; самооценку и возникающую на ее основе , систему личностной регуляции), то, следовательно, прежде всего необходимо выявить характер влияния глубокой зрительной патологии на структуру коммуникативной культуры личности инвалида по зрению. А коль скоро коммуникативная деятельность, осуществляемая в условиях зрительной недостаточности в целом протекает в соответствии с теми же закономерностями, что и у лиц с нормальным зрением то, следовательно, структура такого феномена как коммуникативная культура инвалидов по зрению включает те же структурные элементы, что и в норме. Наличие же зрительной депривации, как аномального фактора, сопровождающего акт межличностного взаимодействия, с одной стороны, вызывает определенную трансформацию каждой из имеющихся подструктур, что определяется степенью и характером зрительной патологии, с другой, - закономерно порождает, кроме подструктур общего плана, специфические, что несколько видоизменяет структуру коммуникативной культуры за счет включения новых подструктур.

Осмысление отечественных и зарубежных специальных психолого-педагогических работ, посвященных данной проблеме и опора на метод психологического моделирования, разработанный применительно к личности К.К.Платоновым, дают возможность выделить в качестве специфической подструктуры в структуре коммуникативной культуры инвалида по зрению степень адекватности отношения слепого и слабовидящего к своему дефекту. Коль скоро взаимосвязь степени адекватности отношения к собственному дефекту и уровня реабилитированности инвалида по зрению определяется как взаимоотношение части и целого, где отношение к дефекту рассматривается как один из шести блоков, входящих в модель реабилитированности, и соответственно оказывающий определенное влияние на уровень реабилитированности, то, следовательно, проецируя данные взаимоотношения на феномен коммуникативной культуры отношение к дефекту выступает как специфическая подструктура структуры коммуникативной культуры инвалида по зрению, оказывающая влияние на всю структуру данного феномена.

Таким образом, феномен коммуникативной культуры, спроецированный на субъекта с глубокими нарушениями зрения, имеет много аспектов, отражающихся в общих и специальной подструктурах структуры коммуникативной культуры, образующих целое предметное пространство данного феномена, которое можно наглядно представить в виде предметного куба, имеющего шесть граней. Однако, исходя из субординационного принципа, определяющего главенствующее место перцептивной стороны межличностного взаимодействия, проходящего в условиях зрительной депривации, основанием данного куба является грань включающую социально-перцептивные качества личности инвалида по зрению. Именно развитие значимых социально-перцептивных качеств, обеспечивающих восприятие и познание коммуникативного окружения и себя, является той основой, на которой с большей или меньшей эффективностью реализуются остальные стороны межличностного взаимодействия, проходящего в условиях зрительной депривации.

Кроме того, эффективность межличностного взаимодействия во многом определяется эмоциональным фоном, который может быть отрицательным или неадекватным коммуникативной ситуации, по причине неумения человека выбирать стиль общения, неумения учитывать настроенность партнера, неумения вносить в свою манеру общения быстрые коррективы, что в ряде случаев придает коммуникативному взаимодействию косный характер, в других, - нарушает соответствие между уровнями эталонов общающихся и между личностными ожиданиями каждого из них. Очевидно, что невозможность инвалида по зрению получения оперативной точной, полной, а в ряде случаев адекватной информации о партнере по общению и всех его проявлениях значительно осложняет коммуникативную ситуацию. Кроме того в процессе межличностной коммуникации человек оказывается включенным в определенную систему и подчиняется механизмам и психологическим закономерностям, ко которым формируются образы людей и понятия об их личностных качествах. В процессе отражения и познания, когда человек выступает в роли объекта, то неизбежно вызывает, с одной стороны, определенное отношение, с другой, - он сам также активно влияет на ход общения. Включение человеком в процесс взаимодействия определенных стереотипов, эталонов, установок, которые у слепых и слабовидящих зачастую не сформированы, обусловливает, «конкретное своеобразие впечатления», которое этот человек затем вызывает у каждого участника взаимодействия.

Коль скоро в познании человека выделяются этические, эстетические и аксеологические характеристики, то слепой и слабовидящих в рамках, определенной пропускной способности зрительного анализатора или отсутствия таковой оценивает по указанным параметрам партнера, исходя из критериев, сложившихся у него в процессе становления его как личности, в данном случае личности, процесс становления которой проходил в условиях зрительной и социальной депривации. С этих позиций становится очевидным тот факт, что процесс познания партнера по межличностному взаимодействию, в основе которого лежит отражательная деятельность, с присущей ей динамичностью, у инвалида по зрению находится в определенной зависимости от глубины и степени зрительных нарушений. Поэтому к общепсихологическим причинам возникновения, так называемых, барьеров общения и кризисных ситуаций, на которые указывает А.А.Бодалев (неадекватное отражение партнера по общению, неправильная интерпретация информации, поступающей друг к другу), добавляются еще причины, обусловленные прямо или косвенно действием аномального фактора. Причинами, приводящими к описанной выше ситуации, в случае участия в акте межличностного взаимодействии человека со зрительной недостаточностью может послужить наряду с общепсихологическими трудностями, недостаточное для формирования адекватного образа количество доступных для восприятия инвалида по зрению признаков воспринимаемого человека или расхождение совокупности характеристик воспринимаемого субъекта с имеющимися в социальным опыте инвалида по зрению «образцами», с помощью которых осуществляется процесс некой идентификации и персонификации воспринимаемых людей. Коль скоро, процесс межличностного взаимодействия включает в себя многоступенчатую информацию о партнере, которая состоит из сигналов, получаемых непосредственно от других участников, отражающих внешний облик партнера, его мимику и пантомимику, способы поведения, его отношение к собеседнику и информации, поступающей через экстеро -, проприо- и интерорецепторы, в общих условиях , в которых протекает деятельность, и информации об общих итогах деятельности, то следовательно зрительная недостаточность или полное отсутствие зрительных восприятий значительно затрудняет и обедняет как общую ориентировку в коммуникативной ситуации, так и ориентировку в партнере, ослабляет обратную связь, которую А.А.Бодалев считает одним из важнейших условий успешности межличностного взаимодействия . В свете современных психологических представлений о многоступетчатости информации, поступающий к субъекту межличностного взаимодействия, (общеосведомительной, осведомительной и оперативно-регулятивной), и функциях, выполняемых данной информацией (осведомительная, регулятивная и прагматическая), становится очевидным, что действие общепсихологических механизмов отражения партнера в условиях зрительной депривации значительно затрудняется. В процессе межличностного взаимодействия, когда восприятие направлено на отражение физического облика, выразительного поведения, одежды, деталей оформления внешности, переживания и т.д., что имеет особую значимость при формировании первого впечатления о человеке, на основе которого воспринимающий человек должен строить свое поведение и действия по отношению к воспринимаемому объекту, слепой и слабовидящий зачастую оказывается неспособным не только получить полную, качественную перцептивную информацию, но и адекватно ее интерпретировать, идентифицировать, персонализировать, в силу недостаточного социального опыта.

В свете современных представлений о социальном опыте как второй подструктуры в структуре личности, включающей знания, навыки, умения, привычки, через которые индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества, с одной стороны, с другой ,- как результате социализации, воспитания и самовоспитания, работа по формированию коммуникативной культуры инвалидов по зрению в условиях работы ресурсного центра должна быть прежде всего направлена на формирование, развитие, коррекцию всех шести подструктур коммуникативной культуры.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz