[Главная страница][Тезисы конференции]

РОЛЬ КУРСКОГО МУЗУЧИЛИЩА-ИНТЕРНАТА СЛЕПЫХ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕЗРЯЧИМИ МУЗЫКАНТАМИ

Твердохлеб В.В., преподаватель Курского музыкального училища-интерната

слепых, президент курского регионального отделения ОООИ-РСИ,

Курск

За последние годы по данным статистики количество инвалидов в России, в том числе и инвалидов по зрению, не уменьшается, а наоборот, растет. Поэтому проблемы социальной реабилитации этой категории граждан весьма актуальны, являются частью государственной политики. В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов", принятом в 1995 году, предусматривается комплексный подход к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, одним из компонентов которого является получение ими образования, в том числе и высшего профессионального.

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Недопустимо введение для них специальных стандартов. Только при таком подходе к обучению инвалидов они как профессионалы будут конкурентоспособны на рынке труда.

В нашей стране в период строительства социализма сложилась определенная система образования слепых с характерными лишь для СССР особенностями и традициями. Во всех регионах были открыты специализированные (закрытые от остальной части общества) школы для слепых и слабовидящих с усредненной программой обучения, часто уступающей общей массовой системе обучения. Такие учебные заведения в большей части "прятали" слепых, выполняя установку партии и правительства: "инвалидов в нашей стране нет". Причем, прятали основательно и глубоко.

Вопросы профессионально-трудовой реабилитации незрячих традиционно решались через получение ими рабочих профессий и трудоустройства на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых.

Проблема реализации интеллектуального потенциала, развития творческих способностей, получения доступных профессий для инвалидов по зрению на государственном уровне решалась неэффективно. Лишь после открытия в стране средних специальных учебных заведений в Кисловодске, Курске и в Москве, а также после принятия Закона РФ "О социальной защите инвалидов" и ряда других законодательных и нормативных актов ситуация стала меняться, и появилась реальная возможность решать на государственном уровне проблему профессионального образования слепых. Для инвалидов, поступающих в вузы страны, государство предоставляет льготы. Извлечения из законодательных актов Российской Федерации, предусматривающих льготы по приему в вузы, содержатся в письме Минобразования России от 23 февраля 1998 г. N 06-62-43ин/16-03, которое опубликовано также в "Справочнике для поступающих в вузы Российской Федерации".

Большая роль в решении проблем получения незрячими высшего профессионального образования принадлежит ряду передовых школ-интернатов слепых и слабовидящих, а также единственному в России Курскому музыкальному училищу-интернату слепых, в котором обучаются инвалиды по зрению всех групп.

Высококвалифицированный труд, мастерство, энтузиазм педколлектива училища, а также качественная подготовка студентов и хорошо налаженная профориентационная работа способствуют пробуждению интереса к получению высшего образования, стимулируют стремление преодолевать трудности, добиваться реальных результатов.

Основанное на базе музыкальной школы для ослепших в период Великой Отечественной войны в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР N 8588-Р от 7 августа 1954 года, Курское музучилище-интернат за годы своего существования внесло большой вклад в решение вопросов социальной и профессиональной реабилитации инвалидов по зрению. Я убежден, что именно в музыке незрячий инвалид в полной мере может реализовать свои потенциальные творческие возможности, раскрыться как личность, преодолеть свой физический недуг, получив профессию, работать как равный с равными или продолжить свое образование в вузе.

В настоящее время в КМУИС осуществляется подготовка специалистов по классам баяна, аккордеона, гитары, домры, балалайки, трубы, кларнета, саксофона, ударных инструментов, хорового дирижирования, сольного пения. В распоряжении студентов большой учебный корпус с просторными классами и аудиториями, Малым и Большим концертными залами, обширная специализированная библиотека и фонотека, спортивный зал. Всем учащимся для индивидуальных занятий и репетиций предоставляются отдельные кабинеты, в которых имеются баяны, аккордеоны, фортепиано, духовые и струнные инструменты. Студенты проживают в общежитии, для них организовано бесплатное трехразовое питание. Подготовку по всем специальностям и общеобразовательным предметам ведут квалифицированные преподаватели, имеющие высшее музыкальное или педагогическое образование и большой стаж практической работы. Словом, созданы самые благоприятные условия для получения среднего профессионального образования незрячими студентами и подготовки их к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения.

За 46 лет деятельности училище дало путевки в жизнь более 2 тысячам инвалидов по зрению, работающим во всех уголках нашей страны и за рубежом. В его стенах обучались иностранные студенты, которые после училища, закончив консерваторию в России, успешно работают на Родине.

Многие выпускники училища продолжают свое образование в консерваториях, музыкальных академиях и институтах, успешно преподают в высших и средних специальных учебных заведениях, в музыкальных и общеобразовательных школах, руководят творческими коллективами и художественной самодеятельностью, являются артистами музыкально-эстрадных объединений и филармоний.

Успехи училища во многом зависят от качества набора. У нас создана специальная комиссия, которая серьезно занимается профориентационной работой среди школьников, поддерживает связь со школами-интернатами, с областными организациями ВОС, ведет учет потенциальных абитуриентов, организовывает консультации и т.д.

К сожалению, мы наблюдаем снижение уровня музыкально-эстетического воспитания в школах-интернатах слепых. К нам приезжают поступать, за редким исключением, ребята не только со слабой музыкальной и общей подготовкой, но и с проблемами психологического характера. Задача педколлектива училища, прежде всего, заключается в том, чтобы за 4 года обучения сделать то, что в среде зрячих делают за 9 лет (5 лет обучения в музыкальной школе плюс 4 года училища), так как практически около 90 процентов поступающих не имели возможности получить профессиональную подготовку в ДМШ.

Для этой категории абитуриентов в 1990 году с целью помочь более-менее способным ребятам наверстать упущенное было открыто подготовительное отделение. Сделан был правильный шаг. Практика показала, что многие наши выпускники, получившие подготовку на подготовительном отделении, в дальнейшем успешно заканчивали училище и поступали в вузы.

Несмотря на то, что поступившие на первый курс студенты, очень сильно отличаются друг от друга по способностям, по уровню подготовки, по степени реабилитированности и адаптированности, практически все, за редким исключением, доходят до финишной черты, получают диплом государственного образца. Уже на младших курсах опытные педагоги по специальности, видя потенциал своих воспитанников, ориентируют некоторых на серьезную профессиональную подготовку с целью дальнейшего продолжения образования в вузе.

На четвертом курсе для тех, кто твердо решил поступать в консерваторию, у нас организованы факультативы по музыкально-теоретическим дисциплинам с целью глубокого изучения предмета. Училище наладило тесную связь с вузами, где обучались наши ребята. Мы часто приглашаем оттуда преподавателей на госэкзамены, исполнительские конкурсы и организуем консультации. Особенно тесную связь нам удалось установить с Московским Государственным специализированным институтом искусств инвалидов. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы преподаватели института приезжали к нам на госэкзамены и сразу же отбирали себе ребят без сдачи ими вступительных экзаменов в Москве. Если это удастся осуществить, то многие специфические сложности у инвалидов будут устранены.

Индивидуальная форма обучения по специальности и некоторым другим дисциплинам, а также индивидуальный подход к каждому способствуют тому, что студенты в период обучения в училище "живут" своей профессией, находясь в творческой атмосфере, имеют возможность проявить себя во многом: в исполнительстве, в композиторском и художественном творчестве, в области компьютерных технологий, в эстрадном мастерстве, участвуя в различных творческих коллективах (оркестре народных инструментов, духовом оркестре, ансамблях, народном и академическом хорах).

Студенты могут выбрать дополнительную специальность и посещать факультативные занятия. Так как финансовые возможности училища ограничены, некоторые факультативы, кружки и клубы финансируются за счет Курского регионального отделения Российского союза инвалидов, а именно: факультативы по настройке фортепиано, вокала для исполнителей, танцевального кружка, кружка гармонистов, клуба "Хозяюшка" и пр.

В 1997 году Курской областной ассоциацией музыкантов "Тоника" (общество слепых) был представлен на конкурс проект компьютеризованного тифлокомплекса- рабочее место незрячего музыканта. В результате выигран грант Института Открытое Общество (фонда Сороса). На средства гранта была закуплена необходимая аппаратура, отремонтирован и оборудован кабинет, разработаны план и программа обучения незрячих музыкантов мастерству компьютерной аранжировки. Поскольку подобные задачи, насколько известно, нигде в России не решались, нами впервые разработаны план и программа обучения , не имеющие аналогов.

В настоящее время деятельность кабинета осуществляется при активной финансовой поддержке Курского регионального отделения Российского союза инвалидов. Предполагаем в дальнейшем довести курс компьютерной аранжировки до уровня новой учебной дисциплины, дабы будущие выпускники училища могли обрести еще одну специальность, которую мы назвали "оператор компьютерного аудиокомплекса". Мы уверены, что наши выпускники, владея этим искусством, имея определенные преимущества перед другими, становятся более конкурентоспособными на рынке интеллектуального и творческого труда. Полученные знания и навыки общения с компьютерной техникой помогут нашим выпускникам и в дальнейшей учебной деятельности в вузе.

Задача училища заключается не только в том, чтобы вооружить наших студентов необходимым количеством знаний, умений и навыков. Помимо образовательно-профессиональных, училище выполняет реабилитационные функции. В общей системе реабилитации инвалидов в училище в равной мере присутствуют медицинские, социальные и профессиональные аспекты, они тесно связаны между собой. Мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники были самостоятельными в быту, мобильны, коммуникабельны, чтобы могли ужиться в новом коллективе, были добры, благородны и отзывчивы, способны преодолевать трудности на своем жизненном пути.

Огромное воспитательное значение для наших студентов имеют периодически организуемые училищем встречи с выпускниками, которые в последнее время проходят в форме научно-практических конференций. На этих мероприятиях бывшие наши воспитанники рассказывают о том, как сложилась их профессиональная деятельность, о трудностях, ошибках, достижениях. Все они, как правило, искренне с благодарностью говорят о том, что в училище получили прекрасное образование, но этого в современных условиях недостаточно, надо поступать в вузы и вообще не останавливаться никогда на достигнутом. Как ни странно, именно эти живые выступления для меня в те далекие студенческие годы сыграли решающую роль в моей жизни. Именно тогда я взял курс на серьезное овладение профессией, получение высшего образования, участие в международном конкурсе и т.д.

Подводя итог выше сказанному, хочу отметить, что в Курском музучилище-интернате слепых созданы все условия не только для качественной подготовки незрячих специалистов в соответствии с государственными стандартами, но и для стимулирования и всестороннего содействия поступлению наших выпускников в вузы страны, что способствует росту общего интеллектуального уровня незрячих России, раскрытию потенциальных возможностей и способностей личности инвалидов. Роль единственного в стране музучилища-интерната слепых в решении государственно важных вопросов профессиональной и трудовой реабилитации трудно переоценить.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz