[Главная страница][Тезисы конференции]

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С ДЕФЕКТОМ ЗРЕНИЯ

Неделька Ложаич,
Белград, Югославия.
(
Перевод с эсперанто выполнил А. Масенко).

Превалирующее мнение современной дефектологии состоит в том, что лица с незначительными недостатками в своем физическом развитии, если их не воспитывать и не давать образования, имеют тенденцию развиваться лишь в рамках своих мизерных способностей, в то время как работа специалиста с лицами, имеющими существенные недостатки, развивает их способности до самых предельных возможностей (к примеру, слепоглухие Элен Келер и Ольга Скороходова). Следовательно, человек с дефектом непременно подлежит воспитанию, образованию и восстановлению трудоспособности. Нужно улучшить жизненные и нформационные условия, дать возможность каждому человеку проявить свой потенциал, так как довольство жизнью и работой человека зависит прежде всего от того, в какой степени он/она сумеет найти соответствующие возможности, чтобы выразить свои способности, интересы, свои качества и систему ценностей. Поэтому профессиональная ориентация чрезвычайно важна студенту-дефектнику в будущем. И осуществлять ее нужно весьма серьезно, учитывая все стороны личности будущего студента, и так, чтобы не дать ему больше, чем тот сможет усвоить своим умственным кругозором, ибо понимание и успех мотивируют и побуждают развитие.

Следует также обратить внимание на важность владения многими знаниями
и фактами, но преимущество имеет и продвигается вперед всегда тот, кто быстрее и лучше умеет использовать эти знания. Лица с нарушениями зрения
очень часто поступают на общественно-научные факультеты. Так, у нас много юристов, философов, социологов, психологов, переводчиков, преподавателей различных дисциплин, журналистов, а также музыкантов, физиотерапевтов, математиков и т.д. Успешная профориентация также должна учитывать и исследовать возможности для трудоустройства, потому что невозможность трудоустроиться по своей специальности очень удручает каждого человека, а инвалида тем более. Кроме того, непременными условиями для успешного обучения в вузе и последующего трудоустройства являются:

надлежащая подготовка в средней школе,

успешная реабилитация для самостоятельной жизни,

овладение важными подспорьями (знание системы брайля, использование
компьютера для обучения через Интернет, умение самостоятельно писать и печатать);

знание иностранных языков, чтобы самостоятельно читать, непосредственно
общаться с зарубежными коллегами по профессии, пользоваться литературой
из зарубежных звуковых, брайлевских и плоскопечатных библиотек);

хорошая ориентировка в пространстве.

Смена места учебы или даже места игры доставляет проблемы всем тем, кто нелегко адаптируется, кто прежде не был обучен самостоятельному передвижению. Излишняя привязанность к зрячему помощнику зачастую лишает самостоятельности, причиняет напряженность и сокращает контакты с коллегами.

Важно осознать, принять свой дефект с тем, чтобы развивать все формы
самопомощи или по крайней мере большинство из них, чтобы быть
социально компетентным. Именно это послужит мотивацией для зрячих сверстников, чтобы оказывать помощь когда и где это нужно. Будущий студент должен иметь необходимые технические средства. Прежде всего, это прибор для письма по брайлю (бумага перфокарточная и пластик для бесшумного письма во время лекций и для черчения), пишущая машинка или более современные помощники - компьютер с синтезатором речи и, по возможности, брайлевская строка, сканер и принтер, кассетофон и т.д., Для самостоятельного передвижения - белая трость или более современные средства, например, "sonicguide".

Наш студент должен показать свою самостоятельность, просить равноправного к себе отношения, но не освобождения от обязанностей, лишь при случае не зазорно обратиться за какой-то технической помощью (пользование прибором или персональным помощником), если в этом есть непременная необходимость.
Финансовая помощь общества может оказать значительную поддержку самостоятельности студента-дефектника, так как это даст ему возможность приобретать какие-то приборы, литературу, оплачивать услуги помощника и т.д.

Заслуживает рекомендации, если в стране существует, (в рамках ли общества
слепых или иным способом организованная) служба чтеца и сопровождающего, которой можно воспользоваться быстро, при случае срочно, так как
своевременное получение учебного материала и посещение определенных мест - это залог успеха. Поддержка семьи и окружающих также заслуживает упоминания. Регулярные контакты специалистов со студентом и его/ее семьей и постоянная информация о возможностях и проблемах студентов с дефектами зрения через средства массовой информации положительно сказываются на взаимоотношениях с окружающим миром. Слепой студент должен контактировать с организацией зрячих на своем факультете, но также и с обществом слепых, с возможными там студенческими секциями, с группами по профессиям или же объединением интеллектуальных работников с целью обмена опытом, литературой и чтобы легче решать возникающие проблемы. Обмен опытом и сведения уже окончивших вуз, особенно тех, кто работает по своей специальности, всегда благожелателен.

Студенты должны стараться быть своевременно информированными об
изменениях в технике и технологиях, чтобы они могли выдержать конкуренцию как во время учебы, так и после, в процессе работы.

Итак, наиважнейшими условиями для успеха в высшей школе и последующего трудоустройства являются: качественное образование в средней школе, реабилитационная подготовка к самостоятельной жизни, хорошая профориентационная работа, учитывающая потенциалы будущих студентов и возможности для трудоустройства, владение необходимыми техническими средствами, поддержка семьи, общества слепых и общества вообще во время обучения, а еще больше при трудоустройстве выпускника-дефектника, ибо без устройства на работу он/она не сможет полностью проявить себя и быть довольным.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz