[Главная страница][Тезисы конференции]

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НЕЗРЯЧИХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ Н. НОВГОРОДА (80-90-е гг.)

Сумарокова И.Г., студентка 4-го курса кафедры валеологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного Университета,

Н.Новгород

Процесс социально-психологической адаптации незрячего студента в системе высшей школы складывается из адаптации к учебному процессу и адаптации к социально-бытовой среде вуза. Разделение это носит условный характер, так как обе эти составляющие взаимно дополняют друг друга и имеют одинаково важное значение в ходе адаптационного процесса. Об успешной адаптации инвалида по зрению можно говорить только тогда, когда студент одинаково комфортно и удобно ощущает себя и в учебной деятельности, и при выполнении необходимых социально-бытовых задач.

Рассмотрим процесс адаптации в учебной деятельности на при­мере студентов нашего города последних двадцати лет.

Если судить об адаптации к учебному процессу по успеваемости студентов, то можно сказать, что она была успешной и в 80-е и в 90-е годы, так как большинство студентов обучались и обучаются в вузах на хорошие и отличные оценки. Эти оценки можно рассматривать как конечный результат успешной адаптации к учебному процессу, за которым стоит каждодневный кропотливый труд и умение решать многочисленные проблемы, возникающие в процессе учебной деятельности.

Учебная деятельность студента складывается в основном из записи лекционного материала,2 участия в семинарах,3 выполнения письменных работ (рефераты, курсовые и т.д.) 4 сдачи экзаменов. Из анализа учебной деятельности студентов видно, что запись лекций не представляет сложности для большинства незрячих студен­тов, так как выпускники школы для слепых детей имеют хорошие навыки быстрого письма и чте­ния по системе Брайля. По мере обучения большинство используют краткопись и вырабатывают свою систему сокращений. Зву­козаписывающую аппаратуру для записи лекций используют сту­денты, недавно потерявшие зре­ние и плохо владеющие навыками письма и чтения по системе Брайля.

При выполнении письменных ра­бот, подготовке к семинарам и экзаменам основную проблему для незрячих студентов состав­ляет доступ к информации. В 80-е годы в решении этой проб­лемы огромную помощь незрячим студентам оказывала областная библиотека ВОС, где они поль­зовались услугами чтецов и пе­реписывали необходимый матери­ал.

В 90-е годы увеличилось количество звуко­вой и рельефно-точечной лите­ратуры, и появились другие способы доступа к информации. Роль библиотеки изменилась: из пункта помощи студентам она превратилась в пункт выдачи литературы.

В нашем городе открыт тиф­лоинформационный центр, где студент может озвучить, а при необходимости и распечатать рельефно-точечным шрифтом лю­бую электронную или плоскопе­чатную информацию.

В последние годы значительно облегчилось выполнение курсо­вых, рефератов и т.д. Студенты 80-х годов диктовали их или сами печатали на печат­ных машинках. Сейчас студенты имеют возможность выполнять письменные работы с помощью компьютера, пользуясь синтеза­тором речи и брайлевским дисп­леем.

Из выше изложенных фактов видно, что хотя адаптация к учебному процессу имела успеш­ные результаты на протяжении всего рассматриваемого времен­ного периода, но у студентов 80-х годов учебная деятель­ность протекала в более слож­ных условиях, следовательно адаптация к учебному процессу требовала от незрячих студен­тов больших трудовых, вре­менных и психических затрат.

Для процесса адаптации в со­циально-бытовой сфере большое значение имеет в какой степени незрячий студент владеет навы­ками самообслуживания и самос­тоятельной ориентировки в пространстве.

Студенты 80-х годов, заканчи­вая школу, владели навыками самообслуживания, но не имели никакого опыта ориентировки в пространстве. Они не умели и стыдились пользоваться тростью, что затрудняло их пе­редвижение по городу. Этому им пришлось учиться самим, в пря­мом смысле, на своем горьком опыте. Есть примеры незрячих студентов этого поколения, ко­торые так и не смогли научить­ся самостоятельно ориентиро­ваться в пространстве.

У большинства студентов 90-х годов проблема пространствен­ной ориентировки была решена во время обучения в школе. Благодаря большой реабилитаци­онной работе, которая прово­дится в Нижегородской школе для слепых детей в последние годы, ее выпускники свободно передвигаются по городу, умеют пользоваться общественным транспортом, знают расположе­ние основных транспортных ма­гистралей и объектов культу­рно-бытового назначения. Вы­пускники 90-х годов свободно владеют тростью и не стесняют­ся ее использовать в кругу своих сверстников. Таким обра­зом нынешние студенты начинают свою вузовскую жизнь более приспособленными и независимы­ми. Им было проще освоиться в новом пространстве, так как они имели достаточный опыт са­мостоятельной ориентировки.

Выше приведенные примеры по­казывают, что раннее овладение навыками свободной ориентиров­ки в пространстве незрячими людьми способствует быстрой и безболезненной адаптации в системе высшей школы.

особо хочется сказать о коммуникативных навыках незрячего. В процессе социально-психоло­гической адаптации инвалида по зрению им принадлежит сущест­венная роль. Хорошие коммуникативные навыки помогают незря­чему студенту вызвать доброже­лательное отношение преподава­телей, установить товарищеские контакты в группе. Коммуникативные навыки - это индивиду­альное свойство человека, зависящее от параметров данной личности. Среди студентов и 80-х и 90-х годов мы можем ви­деть примеры разного уровня развития коммуникативных навы­ков.

Я думаю, что в настоящее вре­мя проблеме развития коммуникативных навыков следует уделить особое внимание, так как дру­гие адаптационные моменты от­рабатываются в той или иной степени, а в этом направлении конкретная работа не ведется. Я считаю, что необходимо раз­работать специальную систему тестов и тренингов по развитию коммуникативных навыков у нез­рячих.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz