[Главная страница][Тезисы конференции]

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В ОБЩЕСТВО, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Маскаева Л.В., студентка 4-го курса Орловского государственного университета,

Орел

Я учусь в Орловском университете на четвертом курсе отделения «Социальная работа». Тема моей курсовой работы называется «Проблема получения образования инвалидами по зрению и их интеграция в современное общество». В ней я хотела показать, в чем заключается проблема получения образования инвалидами по зрению и каковы основные трудности их интеграции в общество; обратить внимание общественности на проблемы слепых и слабовидящих; показать значение общественной организации ВОС, которая до сих пор занималась всей работой (консультированием, адаптацией и реабилитацией, трудоустройством, материальной помощью…) в своем маленьком социуме.

Эта тема сейчас весьма актуальна, вопрос получения инвалидами по зрению доступного им образования, в том числе и в массовой школе, назрел. В противном случае личность в обществе не реализует своих потенциальных возможностей, общество лишается максимального вклада в собственное развитие, неоправданно снижает социальный статус отдельных категорий своих граждан. К сожалению, такое явление в наше время наблюдается со стороны общества по отношению ко многим категориям инвалидов, в частности, к незрячим, что ставит конкретные задачи тщательного изучения данного явления и поиска путей для снятия существующего негативного явления в социальном плане отношения к лицам с аномальным развитием. Создается парадоксальная ситуация: инвалид по зрению обладает всеми гражданскими правами, но общество не принимает его как полноправного члена. Дефективность стала социальной проблемой. Но все мы должны помнить, что любой человек является основной ценностью любого государства.

Ст. 39 Конституции каждому социальную в случае инвалидности, которая гласит, что «социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления и замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества».

В чем же заключается проблема? Прежде всего в том, что возможности участия в жизни современного общества с другими гражданами далеко не равны, и гарантированные меры мало реализуются. 75 лет назад создание и деятельность ВОС положило начало интеграции незрячих, но в рамках объединения слепых, т. е. ограниченной части общества. Такое объединение стало возможным прежде всего потому что цели и задачи, направленность и содержание деятельности ВОС изначально носили гуманистический характер. ВОС - наглядный и убедительный пример того, как гуманизация целей, задач и деятельности общества четко решала проблему социальной интеграции.

Однако, переход к рыночной экономике поставил под вопрос ряд устоявшихся норм, в соответствии с которыми незрячие люди обладали общепризнанными правами и льготами, способствовавшими получению образования, специальности, трудоустройству. Сегодня ВОС и предприятия, которые до сих пор обеспечивали инвалидов работой, теперь уже полностью помочь в этом не в состоянии. Незрячим приходится приспосабливаться, адаптироваться к новым жизненным условиям. Рассчитывать на ВОС, как на особый социум, уже далеко не всегда можно. Все это и подтолкнуло какую-то часть молодежи и людей среднего возраста к поиску самостоятельного пути профессионально-трудового распределения в жизни. Но в современном обществе в силу внедрения контрактной системы, экономии финансов проблема конкуренции незрячих со своими зрячими коллегами. В результате лишения работы требуется переподготовка незрячих специалистов, переобучение их престижным профессиям.

Весьма важным моментом в реабилитации является уровень образования. Оно является мощным стимулом и основой для реализации активности личности незрячих. Только действующий незрячий может успешно реабилитироваться и интегрироваться в общество. А отсюда возникает вопрос: « Нужно или не нужно инвалиду по зрению высшее образование, можно или нельзя его получить?» Во многих странах это решено положительно. У нас же получить его проблематично, его доступность не обеспечена. Сложно поступить и учиться в ВУЗАХ общего профессионального образования, а специализированных практически нет. К сожалению, на сегодняшний день система высшего профессионального образования недостаточно подготовлена к оказанию образовательных услуг инвалидам по зрению. Причины: дефицит финансов, недостаточная правовая база, недостаток специализированных кадров, средств обучения и т.п. Хотя как-то вопрос пытаются решать.

А для многих незрячих проблемой является и получение средне-специального, среднего и даже начального образования. Причины разные. Но подготовить инвалида по зрению к осуществлению профессиональной деятельности и помочь им интегрироваться в общество в современных условиях можно только путем реализации идеи непрерывного образования.

По результатам анкетных данных 64% опрошенных перспективным для незрячих высшее образование. Среди профессий, которые помогли бы интегрироваться в общество, были названы такие как педагог, массажист, юрист, музыкант, социальный работник, психолог, профессии, связанные с компьютером и другие.

Многие из опрошенных семей инвалидов по зрению, незрячих студентов испытывают трудности в нехватке брайлевской и другой литературы, специальной бумаги для записи, финансовые трудности, нехватка технических средств, дальность расстояния от учебного заведения, проблемы со чтецом, отсутствие дифференцированной работы с незрячими, трудности в коммуникативных связях со зрячими.

Последнее отмечается также и у выпускников школ слепых в связи с их изолированностью, где личные контакты со зрячими сведены до минимума. В результате - недоразвитие коммуникативных связей, активности, коллективизма.

По вопросу: « Готова ли образовательная сфера дать инвалидам по зрению образование в массовых учебных заведениях?» можно сделать вывод, что получение образования инвалидами по зрению остается проблемой, особенно в массовых школах. Здесь процесс интеграции еще не начался (нет инициаторов, кадров, спецлитературы, учитель не может много времени уделять одному ученику). Но он возможен при наличии соответствующих условий: тифлопедагог, спецлитература, социальный педагог-дефектолог. И условия при желании можно создать. А пока в массовой школе возможно только индивидуальное обучение. Вузы и техникумы тоже массово еще не готовы принять. А те, которые уже обучаются, учатся на общих основаниях без всякой дифференциации.

Много делают для инвалидов по зрению специализированные библиотеки ВОС. Они и сейчас входят в систему социальной защиты. В Орле, например, при ней имеются компьютеры для незрячих со специальной речевой программой, проводится обучение инвалидов компьютерной грамоте. Имеется много литературы шрифтом по Брайлю и на кассетах. Все это способствует социальной реабилитации и интеграции. А читателями дефектологических книг и журналов должны стать все люди , которые по роду своей деятельности соприкасаются с незрячими, так как успешная интеграция во многом зависит от состояния самого общества, от уровня общей культуры и степени гуманизации самого общества.

На 7 Пленуме ЦП ВОС отмечалось усиление интереса незрячих к получению высшего и среднего специального образования и то, с какими морально-психологическими и материальными трудностями приходится сталкиваться многим студентам. Отмечена также нехватка кадров в системе ВОС. Ставится задача подготовки общества к адекватному приему инвалидов по зрению в свою среду. Концепция преодоления инвалидности требует видеть в незрячем деятельного человека, гражданина с полноправными возможностями в системе общественных отношений, а это возможно на основе комплексного подхода к процессу интеграции.

Таким образом, проблемы получения образования и интеграции необходимо решать всему обществу. И в этом немалая роль может быть отведена социальной защите, так как получение образования - это одно из средств социальной защиты незрячих. Вопрос об образовании должен решаться исходя их индивидуальных условий и потребностей. При этом возможно и реформирование массовых учебных заведений. А для этого нужна государственная поддержка.

Социальная основа образования должна строиться на основе современной социальной теории, теории современной социальной работы. Общество не только должно знать, что есть незрячие, оно должно постоянно получать правильную информацию об их жизни и проблемах. А для этого необходима тесная связь с общественной организацией ВОС в плане совместной работы, консультаций, помощи в создании рабочих мест и т.п.

В обществе необходимы меры, позволяющие решать вопросы обучения, воспитания и всестороннего развития людей с физическими ограничения по зрению; меры, которые облегчат подготовку к профессиональной деятельности, создадут условия для непрерывного образования, создадут стабильность жизни в обществе и семье. Социальные работники, например, при необходимости могут помочь семье совместно с РОНО и другими организациями в обучении ребенка-инвалида по зрению. Такое обучение возможно и в массовой школе с основными мерами реабилитационного характера. Эта работа может проводиться параллельно с ныне действующими органами образования.

Задачи социальной интеграции не могут быть решены до тех пор, пока не получат широкое распространение межведомственные учебно-реабилитационные центры. В них можно было бы осуществлять развитие детей и молодежи, проводилось бы консультирование по разным вопросам, профобучение, а, возможно, даже и обучение и профобучение, какая-то помощь в трудоустройстве.

Такие центры очень значимы. А существовать они могут при школах, при органах социальной защиты, при ВОС. Необходимо и расширение сети специализированных учебных заведений - высших и средне специальных. Один Санкт-Петербургский университет проблемы не решит. Также при региональных учебных заведениях желательно расширять на дефектологических факультетах коррекционную педагогику, в том числе создавая курсы и для учителей массовой школы. Они же возможны и при институтах усовершенствования учителей. Ведь столько слабовидящих детей учатся в массовых школах, теряя при этом последний остаток зрения. Возможно дистанционное обучение. И в этом хорошо могут помочь современные компьютерные технологии, увеличение числа реабилитологов, школьных помощников, социальных педагогов, психологов ….

На все это надо обратить внимание общественности. Сейчас проблема социальной защищенности инвалидов по зрению особо актуальна. Необходимо достичь максимально полного восстановления их социального статуса. А основа этого - непрерывное образование и интеграция в общество с последующим трудоустройством.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz