[Главная страница][Тезисы конференции]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

Котов Ю.И., кандидат физико-математических наук, редактор по брайлю

журнала «Школьный вестник»,

Москва

С самого своего возникновения Интернет был тесно связан с образованием, ибо его первые узлы, свободные от ограничений доступа, находились в научных центрах и университетах США. На их тесную связь указывают также последние буквы «edu» в многочисленных именах доменов, составивших образовательную сеть.

Уже на первом этапе развития Интернет образовательные учреждения «вкусили» прелести оперативного обмена информацией и начали создавать электронные библиотеки, доступные широкому кругу удаленных пользователей, и накапливать в них огромное количество различного рода документов. С широким распространением персональных компьютеров и с колоссальным увеличением их возможностей Интернет шагнул вширь и вглубь, охватывая все большее количество учебных заведений и отдельных лиц, предлагая новые технологии интерактивного общения, обработки и доставки информации. Образовательные учреждения чутко реагируют на появление новых Интернет-технологий, используя их в учебном процессе. При этом меняются представления о целях и содержании образования, образовательные стандарты, взгляды на распределение функций в системе «педагог-учащийся».

Так что же может дать (и дает) Интернет для образования вообще и образования инвалидов в частности? В каких формах осуществляется их взаимодействие? Какие ограничения существуют при использовании Интернет инвалидами? На эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся ответить, имея в виду, прежде всего, общее среднее образование в нашей стране.

Процесс развития Интернет и его применения в сфере образования протекает у нас вполне аналогично США и странам западной Европы, только с некоторым отставанием и с меньшим размахом, что обусловлено сложившимися экономическими условиями. Однако, смело можно утверждать, что русскоязычный сектор Интернет - Рунет - уже вполне сформировался и живет полноценной жизнью. Немалую часть в нем составляют ресурсы, так или иначе связанные с образованием. Это и ресурсы, хранящие электронные библиотеки, справочники, энциклопедии, и сайты учебных заведений (в том числе и школ), и сайты органов управления образованием (региональных и министерства образования РФ). Большую лепту в вовлечение науки и образования в глобальную сеть внес институт «Открытое Общество» (фонда Сороса), под эгидой которого было создано несколько региональных Интернет-центров и который продолжает финансировать Интернет-проекты в этой области. Конечно, не все обстоит так радужно: если в вузах проблема доступа в Интернет как-то решена, то в большинстве школ его еще нет. Однако в последнее время концентрация и координация усилий региональных, федеральных и коммерческих структур по решению проблемы информатизации школы привела к заметным результатам. Так, в 1998 г. Министерство образования РФ утвердило «концепцию информатизации образования», Правительство Москвы приняло постановление, в котором, в частности, говорится об обеспечении компьютерами всех московских школ, были созданы центры дистанционного образования, Правительство РФ и компания «Юкос» учредили «Федерацию Интернет-образования». Наконец, в этом году состоялась беспрецедентная для нашей страны акция, проведенная Министерством Образования РФ, - «Всероссийский августовский Педагогический Совет - 2000».

Эта научно-практическая конференция проходила в виртуальной форме с использованием Интернет. Целью первого Всероссийского августовского педсовета явилось: «вовлечение учителей городских и сельских школ, методистов, работников народного образования всех уровней - от Министра образования РФ до директора сельской школы в прямое общение, направленное на решение проблем российской школы; предоставление возможности непосредственного Интернет-"контакта" учителя-практика с представителями науки, авторами учебников и учебных пособий, издателями, профсоюзными деятелями образования и работниками управлений образования; демонстрация неограниченных возможностей Интернета как средства создания единого дееспособного педагогического сообщества, способного оказывать ощутимое влияние на существующее положение дел в образовании; ознакомление с возможными формами использования Интернет-ресурсов и технологий в системе образования, а также моделями дистанционной формы обучения». Всего в работе педсовета приняло участие 4500 чел. из 40 регионов. Работа проводилась в 17 секциях: 9 предметных и 8 проблемных. Было проведено Всероссийское родительское собрание, объединившее в 10-ти чатах и 10-ти форумах психологов, педагогов, известных писателей, работников Министерства образования и родителей. В заключение работы педсовета был организован Интернет-марафон с министром образования и ведущими специалистами в области становления и развития русскоязычного образовательного Интернета (Филипповым В.М., Капицей С.П., Полат Е.С., Мушером С.Л., Себрантом А.Ю., Семеновым А.Л., и др.).

Были сформулированы предложения по созданию Национальной программы развития Интернет в системе школьного образования. Большинство секций высказалось за продолжение работы в форме «виртуальных методических объединений».

К сожалению, в работе этого педсовета совершенно не была отражена проблематика образования инвалидов по зрению: нам удалось найти лишь 3 документа, в которых упоминаются инвалиды!

Перейдем теперь к конкретной практике применения Интернет-технологий в области образования, используя, в частности, материалы упомянутого выше Педсовета.

Для педагогов (да и для учащихся тоже) Интернет предоставляет возможность непосредственного и оперативного общения, обмена опытом и информацией. Здесь используются как электронная почта, так и телеконференции, чаты и форумы. Из ресурсов такого «группового» общения укажем лишь на группу новостей relcom.education и список рассылки «Педсовет по средам». Конечно, имеются и региональные аналоги и ресурсы по отдельным предметам школьной программы. Кроме того, создано немало web-сайтов, содержащих информацию по различным аспектам образования. Как отмечали участники августовского педсовета, назрела проблема постоянного мониторинга образовательных ресурсов Рунета, разработки критериев их оценки, их ранжированию по рейтингу и периодической публикации путеводителей.

В Интернете можно найти огромное количество книг в электронном виде, программ (в том числе и обучающих), тематических баз данных (например, юридических), энциклопедий и справочников. Сегодня уже можно говорить о наличии целой сети электронных библиотек со своими поисковыми средствами, позволяющими быстро найти нужную книгу. Особую значимость эти ресурсы имеют для инвалидов по зрению, всегда испытывающих трудности в «добывании» информации.

Дистанционное образование - новая и перспективная форма заочного обучения с применением средств Интернет. Имея в виду, что на этой конференции будет представлен доклад на эту тему, мы ограничимся лишь несколькими замечаниями, касающимися среднего образования. Как следует из материалов августовского педсовета, в этой области уже имеются некоторые достижения и ведутся активные научно-методические разработки. Так, за последние 3 года ИОСО (институт общего среднего образования) совместно с центром дистанционного образования «Эйдос» провел немало дистанционных мероприятий, в том числе: олимпиады по разным предметам школьной программы, тестирования, дистанционные уроки признанных преподавателей, курсы повышения квалификации для учителей, виртуальные конференции по насущным проблемам педагогики и пр. Накопленный опыт был оформлен в виде публикаций, докладов на конференциях и монографий.

Из перечисленных аспектов применения Интернет для образования инвалидов по зрению активнее всего используются электронные библиотеки. Из созданных в последнее время специализированных ресурсов непосредственно к образованию можно отнести лишь один список рассылки edu-mail, созданный учителем киевской школы Михаилом Шишминцевым. К сожалению, приходится констатировать, что в наши школы Интернет «проникает» усилиями отдельных энтузиастов- учителей и учеников. Конечно, такое положение вещей объясняется объективными причинами:

а) в большинстве школ нет не только доступа в Интернет, но и компьютерной базы. Усилиями Министерства образования, администраций отдельных школ, добывающих деньги в своих регионах, процесс компьютеризации коррекционных школ идет, но, во-первых, медленно, во-вторых, приводит к неоднородности аппаратного и программного обеспечения.

б) отсутствие методического обеспечения процесса обучения незрячих навыкам работы с информационными технологиями. Учителя информатики вынуждены действовать «наощупь», сообразуясь со своими понятиями, квалификацией и наличием технической базы. Удивляет отстраненность Института коррекционной педагогики от этих проблем, а ведь научить инвалида по зрению ориентироваться в информационном обществе и работать с информационными технологиями нужно еще в школе, ибо это самый перспективный и, может быть, единственный в данный момент способ интеграции их в общество.

В заключение перечислим те шаги и действия, которые, по нашему мнению, нужно предпринять в первую очередь.

1. Министерству образования РФ, Институту коррекционной педагогики, другим заинтересованным структурам и лицам необходимо сформулировать концепцию информатизации образования инвалидов по зрению, в рамках которой можно было бы ставить реальные цели и добиваться их осуществления.

2. Неотложной задачей является проведение научно-методических исследований с целью разработки программ и методик обучения слепых и слабовидящих работе с информационными технологиями, а также организация курсов по повышению квалификации педагогов в этой области.

Для широкого и открытого обсуждения насущных проблем тифлопедагогики и, в частности, применения информационных технологий необходимо в рамках системы образования (Министерством или Российской академией образования) создать Интернет-ресурсы, посвященные этой тематике.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz