[Главная страница][Тезисы конференции]

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗРЯЧИМ СПЕЦИАЛИСТАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА

Левичев Ю.Е., кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник С.-Петербургского государственного университета, преподаватель

компьютерной грамотности Центра медико-социальной реабилитации

инвалидов по зрению,

С.-Петербург

В настоящее время число пользователей Internet в России продолжает стремительно расти и к октябрю 1999 года оно составило около 6 млн. человек (агентство Инфоарт, 20.10.1999).Согласно статистическим данным, в наибольшей степени Internet используется учёными и специалистами различных направлений для получения информации и обмена ею, повышения квалификации, укрепления связей в своей области знаний. Особенно большое значение в обмене информацией и общении друг с другом Internet имеет для людей с различными физическими ограничениями, в частности, для незрячих студентов, учёных и специалистов. Хотя немало инвалидов по зрению с высшим и средним специальным
образованием работает по полученной специальности в различных учреждениях и организациях нашего города, а также на предприятиях всероссийского общества слепых, тем не менее с переходом к рыночной экономике многие незрячие специалисты были сокращены и имеют небольшой шанс вновь найти работу по
специальности.
Необходимо отметить, что незрячие специалисты - это особая категория специалистов. Их работа сопряжена с решением некоторых специфических для данной категории людей задач, независимо от области знаний:

использование аппаратных и программных средств для тактильного или звукового восприятия текстовой информации, также для восприятия графической информации в укрупнённом виде;

обмен знаниями для повышения эффективности использования специфических методов восприятия информации;

помощь в социальной адаптации специалистов в условиях российских экономических преобразований (трудоустройство, публикация печатных материалов, организация проведения семинаров и конференций и т. д.).

В плане доступа к текстовой информации, будь то компакт-диски или ресурсы Интернет, компьютер предоставляет инвалиду по зрению практически равные возможности со зрячим пользователем. Однако использование компьютера, в отличие от других технических средств, требует специальных знаний и навыков, получение которых наравне со всеми для инвалида по зрению существенно затруднено, т.к. обучение работе на компьютере основано на зрительном восприятии.

С.-Петербургский Центр медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению является в настоящее время единственным учреждением, где ведется систематическое обучение незрячих пользованию персональным компьютером. На обучение принимаются в первую очередь незрячие студенты и специалисты, которым по работе требуется использование ПК а также лица, приобретающие домашний ПК. Начинается подготовка инвалидов, предполагающих более качественное трудоустройство на предприятиях ВОС или в различных учреждениях и организациях.

На сегодняшний день в Петербурге насчитывается около 50 незрячих, использующих компьютер на работе или дома. Из них многие пользуются электронной почтой, не менее 7 человек - сетью Интернет (число незрячих пользователей Интернет неуклонно растет), математики для публикации своих научных работ применяют пакет AMS-TEX, не менее 5 человек имеют дома сканер. Ведь проблему чтения плоскопечатного текста можно решить с помощью стандартных средств: Современные планшетные сканеры, например, AcerScan Prisa 620P, позволяют получать пригодные для распознавания изображения для широкого диапазона шрифтов текста без дополнительной подстройки сканера, на средних значениях его параметров. Появление русифицированной программы JAWS дало возможность лицам без остатка зрения изучать Windows и пользоваться Интернетом.
В Центре накоплен немалый учебно-методический материал: за последнее время напечатана по брайлю инструкция по пользованию программой STALKER; все файлы из документации к Jaws на русском языке также имеются по брайлю; есть полный комплект альманаха "Компьютерные технологии", компьютерные файлы с материалами по Windows 98 (в том числе главы из энциклопедии Бугомирского), книга Фигурнова; имеются магнитофонные кассеты с записью учебных материалов, необходимых в процессе обучения и др. При изучении клавиатуры как в английском, так и в русском регистрах учащиеся пользуются специальными программами тренинга, а также упражнениями на скорость набора текста. Кроме того, в Центре предоставляется машинное время для подготовки своих работ и печати их на принтере; иногда сотрудникам отдела приходится выезжать к пользователю на дом для настройки специализированных программ. В одном случае у нас студентка приобрела старенький компьютер без монитора, так что настроить его можно только при использовании синтезатора речи. Знания по информационным технологиям и практические навыки работы на компьютере, которые учащиеся получают на учебно-реабилитационных курсах в Центре, позволяют им повысить свою конкурентоспособность на общем рынке труда, а студентам, которых в первичной организации незрячих специалистов насчитывается более 80 человек, - не только получить знания по информатике но и использовать компьютер для самостоятельной подготовки своих курсовых и дипломных работ, а в дальнейшем - в работе по специальности наравне со зрячими коллегами. Некоторые из студентов после окончания курсов помогали своим зрячим сокурсникам на занятиях по информатике. Обучение слабовидящих работе на ПК ведется с использованием программ увеличения изображения на экране стандартного видеодисплея. Учащиеся знакомятся с программами, работающими как в текстовом режиме, так и с графическими пакетами. Используются три программы увеличения экрана: VISOTRON и MAGIC под ДОС, WINMAGIC под Windows. Некоторые затруднения могут возникнуть при использовании WINMAGIC. Она работает только при настройке на 256 цветов экрана и наиболее надежна на видеоадаптерах типа S3.

В интересах профессиональной реабилитации инвалидов в Центре предполагается проводить начальную допрофессиональную подготовку незрячих для их последующего трудоустройства по таким направлениям, как оператор ЭВМ, администратор локальной сети, оператор информационной службы и т. п. В ближайшее время необходимо обеспечить обучение незрячих работе в Интернете. Учебная программа сейчас разрабатывается и осуществляется техническая подготовка. Эта проблема тем более актуальна, что кроме общедоступной информации в Интернете есть ресурсы, созданные для незрячих и, чаще всего, самими незрячими. Там можно найти ряд говорящих программ, документацию, литературу по компьютерным технологиям, а также различные материалы по специальности.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz