[Главная страница][Тезисы конференции]

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НИЖЕГОРОДСКОГО ТИФЛОИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Рощина М.А., ведущий программист тифлоинформационного центра при

ННГУ им. Н. И. Лобачевского,

Н. Новгород

Наш центр создан по инициативе Нижегородского областного центра социально-трудовой и психологической реабилитации инвалидов по зрению "Камерата" при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. Его открытие состоялось 12 марта 1999 года. Наша деятельность направлена на то, чтобы, используя современные методы социально-психологической адаптации, облегчить и сделать более эффективным процесс профессионального образования незрячих и слабовидящих студентов.

Сейчас в различных ВУЗах и СУЗах Нижнего Новгорода обучаются 59 студентов и аспирантов, инвалидов по зрению. Все они имеют возможность пользоваться услугами центра.

Одним из важнейших инструментов в работе центра являются компьютерные технологии. За полтора года практической работы в нашей деятельности обозначились три основных направления: информационная поддержка процесса обучения, помощь в оформлении плоскопечатных работ и обучение компьютерной грамотности.

Информационная поддержка учебного процесса заключается в поиске и предоставлении необходимой для незрячих и слабовидящих студентов информации в доступном и удобном для них виде. Для получения информации наши студенты самостоятельно или с помощью сотрудников центра активно используют сканирование, а также возможности Internet. Большой популярностью пользуется у нас электронная библиотека, собранная москвичами. Здесь часто удается найти нужные книги по разным отраслям знаний. С представленной в электронной форме информацией студенты работают на компьютере, а также могут получить ее распечатку или магнитофонную запись прочтения этой информации с помощью синтезатора речи. Большим подспорьем в студенческих занятиях по иностранному языку стала возможность отсканировать и распечатать по Брайлю текст на английском или немецком языке. Это значительно снижает трудоемкость занятий, так как избавляет от ручной переписки текстов и позволяет отказаться от услуг квалифицированного чтеца.

Часто незрячие студенты обращаются в центр за помощью в оформлении и распечатке рефератов, курсовых и дипломных работ и т.д. При этом текст работ студенты самостоятельно готовят на компьютере, чаще всего в редакторе Лексикон для DOS. Обусловлено это тем, что многие наши студенты имеют старые компьютеры, не позволяющие полноценно работать в среде Windows. Чтобы привести документ в соответствие с требованиями, предъявляемыми к оформлению студенческих работ, сотрудники центра используют MS Word.

Очень большое место в работе центра занимает сейчас обучение студентов самостоятельной работе с компьютером и другим оборудованием (сканер, принтеры). Обучение ведется отдельно для слепых и слабовидящих. Слабовидящие пользуются программами синтеза речи и "электронной лупой", встроенной в Windows 98. Я занимаюсь с незрячими студентами, поэтому остановлюсь на вопросах их обучения.

В центре существуют два курса:

основы компьютерной грамотности (MS DOS),

основы работы в среде WINDOWS.

Изучая первый из этих курсов, студенты знакомятся с компьютером, с файловой системой, приобретают практические навыки ввода и редактирования текстов. Для работы мы используем Брайлевский дисплей VARIO и "говорящую" программу EPARD. Здесь занятия должны обязательно носить регулярный характер, так как в противном случае материал усваивается очень плохо и затрудняется выработка практических навыков. В процессе занятий уделяется внимание приемам, позволяющим работать, используя только синтез речи, чтобы студенты могли пользоваться компьютером и без Брайлевского дисплея, например, у себя дома. А для тех кто не владеет системой Брайля это вообще единственный приемлемый способ самостоятельной работы на компьютере.

Второй наш курс, посвященный WINDOWS, проводится в форме семинарских занятий и предназначается для тех, кто уже имеет первоначальные компьютерные навыки. Мы используем программу JOZ VOR WINDOWS. Темы занятий: элементы управления WINDOWS, сканирование и распознавание текстов, основы работы в MICROSOFT WORD, электронная почта, INTERNET EXPLORER. Занятия по WINDOWS для незрячих студентов в нашем центре начаты только в этом учебном году, поэтому программа будет дорабатываться и дополняться с учетом потребностей студентов.

Основная трудность, с которой приходится сталкиваться в процессе организации занятий - это нехватка времени у студентов, особенно у первокурсников. Они еще не адаптировались к новой студенческой жизни и к требованиям вузовского учебного процесса, им очень трудно выделить время для регулярных занятий с компьютером. С другой стороны, использование компьютера могло бы значительно облегчить и сделать более эффективным учебный процесс. Поэтому, я считаю, что обучить ребят основам компьютерной грамотности необходимо еще в школьный период. К сожалению, большинство выпускников нашей Нижегородской школы не только не умеют работать на компьютере, но даже незнакомы с клавиатурой пишущей машинки. Сейчас мы вместе со школой работаем над тем, чтобы организовать обучение компьютерной грамотности хотя бы для старшеклассников, планирующих продолжить свое образование в вузе.

В нашем центре ведется так же и методическая работа. Разрабатываются методические и практические рекомендации по использованию различного оборудования и программных средств.

Сотрудники центра видят цель своей работы не только в том, чтобы оказывать техническую помощь, но и в том, чтобы создать для незрячих и слабовидящих студентов более благоприятный морально-психологический климат.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz