[Главная страница][Тезисы конференции]

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НЕЗРЯЧИХ ШКОЛЬНИКОВ -БАЗОВАЯ СТУПЕНЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ (СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ РЕГИОН)

Рябов П. В., инженер-программист ООО «Кисловодское УПП ВОС»,

Кисловодск

Трудно переоценить значение компьютерной революции, которая полным ходом идёт во всех отраслях экономики: науке и технике, производстве и бизнесе, в искусстве, юриспруденции и т. д. И, конечно же, в учебном процессе высшей и средней школы. Речь теперь идёт не о каких-то преимуществах, которые может дать компьютер в той или иной отрасли, а о том, что без компьютера, как, скажем, без телефона или средств массовой информации, становится трудно себе представить не только технологические и управленческие производственные процессы, обучение в Вузах и средней школе, но и просто повседневную жизнь. Для незрячих студентов и специалистов компьютерная техника даёт дополнительные возможности, которые, в зависимости от степени овладения ею, могут сделать их независимыми от зрячих помощников. Лет 10-15 назад мы слышали о каких-то западных, очень дорогостоящих аппаратах, которые позволяли незрячему читать плоскопечатные тексты. Таких аппаратов в нашей стране были единицы, и демонстрировались они как музейные экспонаты, которые нельзя трогать руками. Сейчас достаточно к обыкновенному компьютеру, оснащённому брайлевской строкой или синтезатором речи подключить сканер - и проблема чтения книг и газет для незрячего пользователя решена. В реальной жизни эта и иные подобные проблемы решаются далеко не так просто, как на бумаге, но конечный результат стал гораздо достижимее, и он теперь находится в пределах наших возможностей. Очень важно теперь не отстать и максимально использовать современные технические, экономические, финансовые возможности, интеллектуальный потенциал и, наконец, энтузиазм наших профессионалов, для того чтобы незрячие школьники и студенты - будущие специалисты были бы достаточно хорошо подготовлены к полноценной жизни и работе в нелёгких условиях современного общества.

Компьютерная грамотность учащихся школ для слепых и слабовидящих детей в свете вышесказанного, становится одним из важнейших факторов стимулирования, выявления и подготовки будущих абитуриентов Вузов из их числа. Сейчас во всех школах, в том числе для слепых и слабовидящих детей, введены курсы по основам информатики и вычислительной техники. Однако произошло это настолько бурно и стремительно, что далеко не все руководители и преподаватели школ смогли сразу адекватно оценить ситуацию, но процесс, как говорится, пошёл, наметились реальные проблемы, которые в различных школах решаются по-разному. Первая проблема - приобретение компьютеров и соответствующих тифлосредств. К счастью, эта проблема оказалась не самой непреодолимой даже для далёких региональных школ. Благодаря ИПТК «Логос», министерству образования РФ, депутату Госдумы РФ - зам. председателя комитета по образованию - О. Н. Смолину, другим уважаемым организациям и личностям, принимаюшим участие в этом деле, большинство школ для слепых и слабовидящих такую технику и необходимое программное обеспечение имеет. Проблема более серьёзная - подготовка специалистов для обучения компьютерной грамотности. Не секрет, что многим учителям в массовых школах самим приходится изучать компьютер наравне с учениками. В наших специальных школах вдобавок ко всему им приходится осваивать довольно сложную тифлотехнику, эффективная работа с которой требует определённой квалификации. И теперь можно наблюдать в некоторых школах, что дорогостоящая тифлотехника в лучшем случае присутствует в кабинетах информатики, умиляя своих руководителей и разного рода комиссии, которые в этом ничего не смыслят, а в худшем - пылится где-нибудь в кладовках нераспакованная. Конечно, эту проблему нельзя рассматривать не в контексте с основной кадровой проблемой школ для слепых и слабовидящих, где значительно упал уровень дефектологического образования самих учителей. Здесь на помощь учителям и учащимся при заинтересованности и положительном отношении администраций школ, могут прийти незрячие специалисты, уже использующие компьютерную технику и которым не чужды проблемы будущих поколений. Такие специалисты есть не только в столице и крупных городах, но и в регионах, Неоценимую поддержку в этом могут также оказать работники специальных библиотек для слепых, которые наравне со школами, а иногда и гораздо богаче оснащены компьютерами, брайлевскими дисплеями и принтерами. По роду своей деятельности они обладают информацией о незрячих специалистах региона, а часто и сотрудничают с ними.

Что же даёт компьютерная грамотность незрячим школьникам, и каковы особенности её овладением по сравнению с учащимися обычных школ? Кроме физической независимости от зрячих помощников, о чём я уже говорил, незрячие пользователи, в том числе и школьники, получают самостоятельный доступ к обширной информации, что может способствовать их последующей профессиональной ориентации. Причём, недостаточно просто обеспечить технически доступ к огромному информационному пространству, но и необходимо научить школьников быстро и безошибочно находить в нём то, что им нужно. Умение незрячими школьниками использовать возможности, предоставляемые компьютерными технологиями, позволит им, когда они станут студентами, максимально снять ограничения, связанные с отсутствием или недостатком зрения, мешающие им наравне со зрячими студентами осваивать учебные программы, жить полноценной жизнью Вуза.

Как показывает практика, для эффективной работы незрячие пользователи просто вынуждены изучать компьютерные системы гораздо глубже, даже не потому, что они в силу физических недостатков должны иметь преимущество в знаниях, а просто из-за того, что имеющаяся в их распоряжении тифлотехника несовершенна и предполагает использование таких систем, которые уже не применяются в общепользовательском плане. Так, операционная система DOS в обычных школах практически не изучается, так как в ней нет необходимости, но все брайлевские принтеры, большинство брайлевских строк и речевых синтезаторов работают только под DOS, для нас эта система остаётся жизненной необходимостью. Однако, несмотря на особенности, уровень незрячих ни в коем случае не должен быть ниже общепользовательского. Хотя в силу объективных причин зрячие и незрячие пользователи компьютера приходят к достижению этого уровня разными путями: зрячие, в основном, опираясь на визуальные ощущения, на аналогии с повседневной жизнью, незрячие - большей частью с помощью аналитического мышления, более глубокого знания основ. Так, «вынужденное» более глубокое изучение DOS, файловой структуры помогает незрячему лучше разобраться в принципе действия «окон», «кнопок» и других структур общеиспользуемой системы Windows.

Начальным и одним из важных этапов работы с компьютером незрячими школьниками является освоение клавиатуры. В Московской школе для незрячих - УВК-1844 уже накоплен достаточный опыт по обучению «слепому» десятипальцевому методу работы с клавиатурой. Материалы по этой теме, специальные обучающие программы и «тренажёры» можно найти в Интернете и в электронных конференциях незрячих специалистов. От скорости набора - механического процесса - напрямую зависит эффективность интеллектуальной работы пользователя. Одновременно с освоением клавиатуры идёт знакомство с текстовыми редакторами. Школьники видят явные преимущества, которые даёт компьютерный набор текстов, скажем, по сравнению с печатанием на пишущей машинке при некотором сходстве самого процесса.

Итак, освоив клавиатуру и текстовый редактор, получив основы работы в операционной системе, научившись запускать и использовать различные программы, школьник приобретает базу для самостоятельной работы с компьютером, которая будет способствовать дальнейшему выбору его профессии, выявлению его творческих способностей. Он может дальше изучать возможности компьютера: познакомиться с основами программирования, с организацией баз данных, электронных таблиц, локальных и глобальных сетей, получить представление о всемирной паутине Интернет и электронной почте и, самое главное, как весь этот арсенал использовать в процессе своего дальнейшего обучения и последующей профессиональной деятельности.

Кисловодская школа для слепых детей, с которой я сотрудничаю, наверное, является типичной по оснащению компьютерной техникой. Её пока немного, но, на мой взгляд, у этой школы неплохая перспектива в этой области. Это обусловлено действительной заинтересованностью администрации в повышении уровня компьютерного образования учащихся. Она ведёт эффективный поиск путей для решения поставленных проблем, один из которых - сотрудничество со Ставропольской библиотекой для слепых им. В. Маяковского - одной из лучших на Северном Кавказе - которая не только имеет в своём штате квалифицированных специалистов по компьютерной тифлотехнике, но и накопила богатый опыт взаимодействия с благотворительными фондами по развитию информационных баз и компьютерных технологий для незрячих пользователей.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz