[Главная страница][Тезисы конференции]
ОХРАНА И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ КАК СУЩЕСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ
Рогушин В.К., кандидат педагогических наук, доцент,
заслуженный учитель РФ,
С.-Петербург.
Как известно, 6 ноября 1996 года в С.-Петербурге состоялась научно - практическая конференция незрячих учителей и тифлопедагогов, организованная Республиканской секцией учителей при ЦП ВОС и факультетом коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, которая была посвящена крайне актуальным вопросам диагностики, коррекции и развития сенсорной сферы лиц с нарушенным зрением. В числе материалов, опубликованных в одноименном сборнике, были доклады ученых В.Ф.Машанского, В.К.Рогушина, В.Б.Есикова, посвященные осязанию слепых, кожной чувствительности пальцев рук, а также аппаратным способам их повышения. Авторы этих публикаций достаточно убедительно, на результатах проведенных экспериментов показали возможность оперативно, путем вибровоздействий увеличивать кожную чувствительность подушечек пальцев и на этой основе развивать осязание.
В последние годы (с 1997 по 2000г) дипломные исследования студентов кафедры тифлопедагогики РГПУ убедительно подтвердили факт увеличения скорости и правильности чтения рельефно - точечного текста слепыми младшими школьниками после стимуляции кожной чувствительности вибровоздействиями. Эти выводы позволили заключить, что в настоящее время появились многообещающие возможности оптимизации обучения и воспитания слепых детей за счет применения новых технологий развития осязания.
В то же время упомянутые исследователи создали оригинальные методики и специальные технические средства диагностики кожной чувствительности пальцев рук, позволяющие оперативно определять их виброчувствительность, составляющую неотъемлемый компонент кожной чувствительности рук. Возможность диагностирования позволила обнаружить некоторые отклонения в состоянии виброчувствительности подушечек пальцев и осуществить ее стимуляцию разработанным аппаратом за считанные секунды (60 - 90 секунд). Особенно актуальными эти технологии оказались для детей с нарушениями осязания неврологического характера, приобретенными в раннем детстве. Для таких детей восстановление и развитие кожной чувствительности пальцев рук становится решающим фактором медико-педагогической реабилитации, обеспечивающей их доступ к образованию, к профессиональной и педагогической деятельности.
Но и для детей, имеющих, на первый взгляд, нормальное осязание, упомянутые аппараты и методики их применения позволяют осуществлять контрольные обследования как виброчувствительности, так и пороговой, дающие возможность оценить их уровни, определить скрытые отклонения, выявить негативные внешние и внутренние факторы снижения уровней, оценить общее состояние осязания и установить причины изменений осязательных восприятий слепых. Такая диагностика создает благоприятные предпосылки охраны осязания на основе бережного отношения к тактильной чувствительности рук, создает благоприятные условия для профилактики осязательных нарушений.
Однако, охрана и развитие осязания слепых требуют такой же тщательной организации и системы занятий, как охрана и развитие зрения слабовидящих и слепых детей, имеющих остаточные зрительные функции. В этих целях необходимо создать: специальные программы охраны и развития осязания, систему занятий, кабинеты развития осязания, техническое оснащение диагностическим оборудованием и аппаратурой для стимуляции кожной чувствительности и коррекции осязательных восприятий, прочие компоненты профилактики, охраны и развития осязания.
Только при этих условиях слепые дети будут действительно готовы к участию в учебно-воспитательном процессе, к более полному и адекватному познанию окружающего мира с помощью созданных анализаторов, к качественной социальной интеграции. Думается, что в связи с этой проблемой назрела объективная необходимость пересмотра содержания коррекционных занятий в начальных классах для слепых детей. Необходимо обновить целый ряд устаревших тем, перенеся акценты работы на развитие осязательного восприятия, на повышение пороговой и вибрационной чувствительности пальцев, а также мелкой моторики рук, без чего становится немыслемым эффективное обучение слепых скорочтению рельефно-точечных текстов, качественное распознавание рельефно-графических изображений на различных носителях, уверенная тифлографика, восприятие технических и наглядных средств обучения, овладение средствами вычислительной и компьютерной техники и т.п.
Но не следует ошибочно думать, что развитие осязания определяется лишь технологиями повышения пороговой и вибрационной чувствительности кожи рук. Как известно, в осязательном восприятии огромную роль играют мелкие движения пальцев и кистей рук, которые наряду с кожной чувствительностью обеспечивают скорость, точность, полноту, объем и другие свойства осязательного восприятия. Поэтому наряду с традиционными методиками, например, методикой развития мелкой моторики рук, предложенной Марией Монтесори, следует настойчиво внедрять новейшие, в числе которых - пальчиковая гимнастика, оригами, икебана, аппаратное стимулирование и др. Примером последнего может служить восстановительное и корректирующее воздействие «вибростимула», которое избавляет ребенка от последствий церебрального паралича, снимает ограничение движений, восстанавливает и развивает мелкую моторику пальцев рук. В результате применения таких методик осязательное восприятие слепого ребенка улучшается качественно, увеличивает количественную характеристику, повышает уровень координации движений, что ведет к заметному развитию ориентировки в малом пространстве, технике письма и чтения по Брайлю, эффективности обследования наглядных средств обучения, устойчивости и уровня сформированности умений и навыков социально - бытовой ориентации, например, при вязании, вышивании, шитье и ремонте одежды и пр. Необходимо подчеркнуть, что аппаратные способы развития осязания и мелкой моторики могут быть использованы в работе с детьми - инвалидами, но и в процессе реабилитации взрослых слепых, в том числе и поздно ослепших людей, осязание которых недостаточно развито и подготовлено для чтения и письма по Брайлю, для выполнения мелких ручных операций, осязательных обследований и т.п. Как показали исследования в Волоколамском центре реабилитации слепых, с помощью вибровоздействий удалось заметно повысить кожную чувствительность пальцев рук взрослым реабилитантам в возрасте 30-ти лет, улучшить мелкую моторику их рук и тем самым повысить эффективность обучения письму и чтению по системе Брайля, ручным видам труда таким, как сборка, лозоплетение, вязание, макроме и др. Вместе с тем повышение различительной способности осязания качественно улучшило восприятие рельефно - графических пособий взрослыми инвалидами (рисунков, аппликаций, чертежей, схем и пр.).
Это позволяет утверждать, что еще имеются достаточные резервы развития осязания и мелкой моторики рук, открывающие реальные пути дальнейшей реабилитации и интеграции лиц с нарушенным зрением . Однако, даже при наличии современных методик и средств развития осязания крайне важным этапом должна быть охрана осязания слепых и постоянная профилактика его нарушений ввиду существующих патогенных и техногенных факторов среды обитания. Все упомянутые меры активно воздействуют на общий процесс социальной интеграции незрячей молодежи.
ОХРАНА И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ КАК СУЩЕСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ
Рогушин В.К., кандидат педагогических наук, доцент,
заслуженный учитель РФ,
С.-Петербург.
Как известно, 6 ноября 1996 года в С.-Петербурге состоялась научно - практическая конференция незрячих учителей и тифлопедагогов, организованная Республиканской секцией учителей при ЦП ВОС и факультетом коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, которая была посвящена крайне актуальным вопросам диагностики, коррекции и развития сенсорной сферы лиц с нарушенным зрением. В числе материалов, опубликованных в одноименном сборнике, были доклады ученых В.Ф.Машанского, В.К.Рогушина, В.Б.Есикова, посвященные осязанию слепых, кожной чувствительности пальцев рук, а также аппаратным способам их повышения. Авторы этих публикаций достаточно убедительно, на результатах проведенных экспериментов показали возможность оперативно, путем вибровоздействий увеличивать кожную чувствительность подушечек пальцев и на этой основе развивать осязание.
В последние годы (с 1997 по 2000г) дипломные исследования студентов кафедры тифлопедагогики РГПУ убедительно подтвердили факт увеличения скорости и правильности чтения рельефно - точечного текста слепыми младшими школьниками после стимуляции кожной чувствительности вибровоздействиями. Эти выводы позволили заключить, что в настоящее время появились многообещающие возможности оптимизации обучения и воспитания слепых детей за счет применения новых технологий развития осязания.
В то же время упомянутые исследователи создали оригинальные методики и специальные технические средства диагностики кожной чувствительности пальцев рук, позволяющие оперативно определять их виброчувствительность, составляющую неотъемлемый компонент кожной чувствительности рук. Возможность диагностирования позволила обнаружить некоторые отклонения в состоянии виброчувствительности подушечек пальцев и осуществить ее стимуляцию разработанным аппаратом за считанные секунды (60 - 90 секунд). Особенно актуальными эти технологии оказались для детей с нарушениями осязания неврологического характера, приобретенными в раннем детстве. Для таких детей восстановление и развитие кожной чувствительности пальцев рук становится решающим фактором медико-педагогической реабилитации, обеспечивающей их доступ к образованию, к профессиональной и педагогической деятельности.
Но и для детей, имеющих, на первый взгляд, нормальное осязание, упомянутые аппараты и методики их применения позволяют осуществлять контрольные обследования как виброчувствительности, так и пороговой, дающие возможность оценить их уровни, определить скрытые отклонения, выявить негативные внешние и внутренние факторы снижения уровней, оценить общее состояние осязания и установить причины изменений осязательных восприятий слепых. Такая диагностика создает благоприятные предпосылки охраны осязания на основе бережного отношения к тактильной чувствительности рук, создает благоприятные условия для профилактики осязательных нарушений.
Однако, охрана и развитие осязания слепых требуют такой же тщательной организации и системы занятий, как охрана и развитие зрения слабовидящих и слепых детей, имеющих остаточные зрительные функции. В этих целях необходимо создать: специальные программы охраны и развития осязания, систему занятий, кабинеты развития осязания, техническое оснащение диагностическим оборудованием и аппаратурой для стимуляции кожной чувствительности и коррекции осязательных восприятий, прочие компоненты профилактики, охраны и развития осязания.
Только при этих условиях слепые дети будут действительно готовы к участию в учебно-воспитательном процессе, к более полному и адекватному познанию окружающего мира с помощью созданных анализаторов, к качественной социальной интеграции. Думается, что в связи с этой проблемой назрела объективная необходимость пересмотра содержания коррекционных занятий в начальных классах для слепых детей. Необходимо обновить целый ряд устаревших тем, перенеся акценты работы на развитие осязательного восприятия, на повышение пороговой и вибрационной чувствительности пальцев, а также мелкой моторики рук, без чего становится немыслемым эффективное обучение слепых скорочтению рельефно-точечных текстов, качественное распознавание рельефно-графических изображений на различных носителях, уверенная тифлографика, восприятие технических и наглядных средств обучения, овладение средствами вычислительной и компьютерной техники и т.п.
Но не следует ошибочно думать, что развитие осязания определяется лишь технологиями повышения пороговой и вибрационной чувствительности кожи рук. Как известно, в осязательном восприятии огромную роль играют мелкие движения пальцев и кистей рук, которые наряду с кожной чувствительностью обеспечивают скорость, точность, полноту, объем и другие свойства осязательного восприятия. Поэтому наряду с традиционными методиками, например, методикой развития мелкой моторики рук, предложенной Марией Монтесори, следует настойчиво внедрять новейшие, в числе которых - пальчиковая гимнастика, оригами, икебана, аппаратное стимулирование и др. Примером последнего может служить восстановительное и корректирующее воздействие «вибростимула», которое избавляет ребенка от последствий церебрального паралича, снимает ограничение движений, восстанавливает и развивает мелкую моторику пальцев рук. В результате применения таких методик осязательное восприятие слепого ребенка улучшается качественно, увеличивает количественную характеристику, повышает уровень координации движений, что ведет к заметному развитию ориентировки в малом пространстве, технике письма и чтения по Брайлю, эффективности обследования наглядных средств обучения, устойчивости и уровня сформированности умений и навыков социально - бытовой ориентации, например, при вязании, вышивании, шитье и ремонте одежды и пр. Необходимо подчеркнуть, что аппаратные способы развития осязания и мелкой моторики могут быть использованы в работе с детьми - инвалидами, но и в процессе реабилитации взрослых слепых, в том числе и поздно ослепших людей, осязание которых недостаточно развито и подготовлено для чтения и письма по Брайлю, для выполнения мелких ручных операций, осязательных обследований и т.п. Как показали исследования в Волоколамском центре реабилитации слепых, с помощью вибровоздействий удалось заметно повысить кожную чувствительность пальцев рук взрослым реабилитантам в возрасте 30-ти лет, улучшить мелкую моторику их рук и тем самым повысить эффективность обучения письму и чтению по системе Брайля, ручным видам труда таким, как сборка, лозоплетение, вязание, макроме и др. Вместе с тем повышение различительной способности осязания качественно улучшило восприятие рельефно - графических пособий взрослыми инвалидами (рисунков, аппликаций, чертежей, схем и пр.).
Это позволяет утверждать, что еще имеются достаточные резервы развития осязания и мелкой моторики рук, открывающие реальные пути дальнейшей реабилитации и интеграции лиц с нарушенным зрением . Однако, даже при наличии современных методик и средств развития осязания крайне важным этапом должна быть охрана осязания слепых и постоянная профилактика его нарушений ввиду существующих патогенных и техногенных факторов среды обитания. Все упомянутые меры активно воздействуют на общий процесс социальной интеграции незрячей молодежи.