[Главная страница][Тезисы конференции]
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И СЛУХА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Гриф М.Г., Киселева Е.В., Птушкин Г.С.,
Новосибирск
Введение
Проблема получения высшего образования различных категорий инвалидов принципиально может быть решена двумя способами:
в рамках “обычного” высшего учебного заведения;
в специальном образовательном государственном учреждении (СГОУ).
Без дополнительного учета естественных психофизических и психофизиологических особенностей инвалидов лишь незначительная их часть может обучаться в обычном вузе. Возможен также вариант обучения с созданием частичных (минимальных) условий, но и ограничения такого подхода очевидны. Поэтому, комплексное решение задачи реализации права граждан на высшее образование для широких групп в настоящее время инвалидов необходимо искать в специальном государственном образовательном учреждении.
Отличительные признаки СГОУ заключаются в следующем:
Своя нормативно-правовая база и организационная структура;
Максимальный учет особенностей при обучении различных категорий инвалидов;
Необходимость организации образовательного процесса в СГОУ как системы реабилитационно-образовательного (РОП) и воспитательного процессов;
Высшее профессиональное образование в СГОУ, как правило, составная часть многоуровневого профессионального образования - начального, среднего и высшего;
Тесная связь с курирующим вузом, а также со школами;
Решение вопросов трудоустройства (в той или иной мере) и взаимодействие с организациями, занимающихся проблемами инвалидов.
Более чем семилетний опыт работы Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета (ИСР НГТУ) со студентами-инвалидами по слуху, а в последнее время по зрению и другими заболеваниями, позволяет выделить особенности и распространить общие подходы, формы и методы обучения в частности, на незрячих.
Модель СГОУ на примере ИСР НГТУ
ИСР НГТУ реализует все три уровня профессионального образования. Причем, возможен переход между ними, учитывающий способности к обучению. Общая численность студентов колеблется в пределах 250-300 человек, а на уровне высшего профессионального - 50. Направления обучения - гуманитарное, техническое и декоративно-прикладное. Занятия проводятся как на площадках ИСР, так и собственно университета. Численность групп не превышает 6-10 человек. Имеется опыт совместного обучения со слышащими. Время получения специальности несколько увеличено по сравнению со “здоровыми” студентами, примерно на 20%. В учебный план наряду со стандартными, внесены коррекционно-развивающие дисциплины. В процессе обучения осуществляется медицинский и психофизический мониторинг учащихся. Практикуются индивидуальные занятия и выработка индивидуальной траектории обучения. При ИСР НГТУ активно функционируют спортивные секции, кружки по интересам и т.п. Имеется и собственное производство, например, швейное.
Рассмотрим более подробно проблемы и способы их решения при обучении инвалидов (по слуху) на примере высшего технического образования.
Проблемы высшего образования
Постановка высшего технического образования в условиях СГОУ для инвалидов по слуху, входящего в состав технического университета и реализующего трехуровневую систему профессионального образования, требует четких ответов на ряд поставленных перед нами вопросов:
В чем заключаются глубинные причины затруднений в обучении студентов с ограничениями по слуху (зрению и другой инвалидностью)?
Каким специальностям обучать?
Как обучать?
Как совместить обучение с коррекционно-развивающими воздействиями (реабилитацией)?
Имеющийся более чем пятилетний опыт обучения глухих и слабослышащих студентов в вузе ИСР НГТУ по направлению 5528- “Информатика и вычислительная техника” позволяет нам дать ответы на указанные вопросы, определить специфичное и предложить общее.
Причины затруднений в обучении.
Основной причиной верхнего уровня следует признать слабоструктурированное модельное мышление, которое отражает психофизические особенности глухих студентов. Это выражается в более низком исходном интеллектуальном потенциале, в заниженном информационном запасе, в более медленно текущих процессах усвоения знаний, в слабом выстраивание целей, наблюдается нечеткая приоритетность, преимущественно образное мышление перед формально-логическим, в основном сильной кратковременной памяти. Наибольшие трудности в обучении вызывают разделы дисциплин с большим количеством понятий, условий, абстрактных представлений. В тоже время, обучение по аналогии и на конкретных примерах больших затруднений не вызывает. Дополнительными трудностями в обучении являются более сильная утомляемость и потери информации в системе “преподаватель-студенты” или “преподаватель-сурдопереводчик-студенты”.
Специализации (направления).
Основными критериями при выборе специальности в высшем техническом образовании являются: общественная потребность в регионе, стране и т.п.; невысокие требования к коммуникативным способностям в работе по полученной специальности; не слишком завышенные требования к модельному мышлению; высокая типизация деятельности (по аналогии); большая доля образного мышления; допустимые суммарные затраты; наличие контингента, приспособленность рабочего места и т.п.
В настоящее время в ИСР НГТУ обучаются глухие и слабослышащие студенты (5 групп, 45 человек) до уровня бакалавра техники и технологии по направлению “Информатика и вычислительная техника”. Большинство этих студентов ”вырасло” внутри ИСР и поднялось с уровня среднего профессионального образования по специальности 2203. В частности, группа незрячих и слабослышащих находится еще на втором уровне и опыт “передвижения” будет учтен. В перспективе можно рекомендовать так же следующие специализации:
Дизайнер рекламной продукции;
Пользователь баз данных (без серьезного программирования);
Брокерская деятельность, финансовый анализ, бухучет;
Специалист по принятию решений и управлению (как в основном сейчас).
Необходима также ориентация по указанным специальностям при работе в Интернете.
Вопрос поднятия уровня обучения до магистранта и инженера также правомерен, но его решение должно быть преимущественно индивидуальным и, как правило, в смешанных группах по интегрированной форме обучения.
Построение процесса обучения.
Вопросы отбора.
1. Большой проблемой для ИСР и для других учебных заведений является невысокий конкурс абитуриентов (1-1,5 человека на место). Для успешного обучения, по нашему мнению, желателен конкурс 2-3 человека на 1 место. Отсюда следует усилить работу в обычных и специальных школах.
2. Формы обучения (отдельные группы, смешанные группы, индивидуальная, дистанционная, интегрированная).
В настоящее время обучение ведется в форме отдельных групп (6-11 человек со смешанным составом глухих и слабослышащих, незрячие обучаются отдельно). Имеется также успешный опыт индивидуального обучения в группе слышащих (2 человека).
Думается, что основной формой останется “отдельная” группа, а в недалекой перспективе возрастет роль индивидуальной и дистанционной форм обучения, особенно при обучении на ступени магистранта и инженера. Что касается смешанных групп, в том числе с другими категориями инвалидов, то однозначно нежелательным является обучение глухих и слышащих! С другой стороны это не исключает совместное обучение слышащих и не зрячих при соответствующем техническом и методическом обеспечении.
2. Производственная практика и дипломное проектирование.
Производственная практика и дипломное проектирование являются важнейшим этапом в достижении результативной модели специалиста. Поэтому очень важно наличие базовых предприятий и организаций, надежных мест распределения и прохождения практики. Работа в этом направлении постоянно нами ведется, но успехи пока нас полностью не удовлетворяют.
3. Методики и технологии обучения.
Наша долговременная цель - перевести образование инвалидов по слуху в рамки активной концепции обучения, хотя ряд психофизических особенностей нашего контингента этому не способствуют: пониженный общекультурный уровень; низкая активность; стремление к локальности и автономности. При этом наблюдается как комплекс неуверенности в себе, так и элементы завышенной самооценки. Тем не менее, непреодолимых трудностей здесь нет.
Сформулируем основные методические и организационные принципы, лежащие в основе преподавания общетехнических дисциплин и дисциплин узкой специализации.
Число студентов в группе не более 6-8 человек;
Сведение к минимуму потери информации при преподавании. Данную проблему можно решить как привлечением высококвалифицированного сурдопереводчика, помощника - тьютера, так и применением современных средств - с помощью компьютерного сурдопереводчика. Для незрячих специальные двухсторонние электронно-сенсорные средства обучения.
Индивидуальный подход. Поскольку разброс в знаниях, способностях и умениях в группах весьма большой, преподаватель должен стремиться “нагружать” каждого студента в соответствии с его возможностями;
Развитие самостоятельности мышления в процессе обучения. Данный принцип имеет как собственное значение, так и с необходимостью вытекает из существующих условий труда (занятия идут с группой, а не с отдельным студентом) и наличием второго принципа;
Постепенность. Материал дается более мелкими порциями, чем для слышащих студентов. Указанные разделы должны быть, с одной стороны, по силам средним студентам и обеспечивать возможность проявления самостоятельности сильным, с другой;
Преимущественно визуальные (образные) формы подачи материала. /для глухих/. Студенты ИСР хорошо воспринимают блок-схемы алгоритмов, вывод на экран промежуточных результатов работы программы, таблицы, графики, содержательные рисунки и т.д. Плохо - чисто абстрактные объяснения, длинные математические выкладки и т.п.;
Многовариантность заданий по сложности. Желательно, чтобы предлагаемые задания, например разработка некоторой программы, допускали возможность их решения с различной степенью детализации. В этом случае студенты могли бы адаптировать их по своим возможностям;
Повторяемость. Рассмотренные ранее приемы и задачи периодически используются для решения более крупной задачи;
Обязательность самостоятельной работы по закреплению пройденного материала (давать новый материал на самостоятельную проработку нецелесообразно);
Разбиение на смешанные подгруппы (в конкретном случае из глухих и слабослышащих) студентов в специальных курсах в т.ч. по программированию на ЭВМ. Соблюдение этого условия благотворно сказывается на усвоении материала и процессе реабилитации в целом.
Ранняя специализация (с прицелом на дипломный проект, а лучше на рабочее место). Желательно с 3-го курса.
Параллельные коррекционно-развивающие воздействия. Необходимо также организовать взаимодействие со студентами НГТУ в рамках НИРС, студенческих научно-технических конференций, совместного комплексного выполнения дипломов и т.п.
Наличие специальных методических материалов. Например, методических пособий по приемам перевода задач с содержательного уровня на абстрактный и т.п.
Введение рейтинговой системы контроля знаний.
Гибкое расписание занятий, с учетом психофизических особенностей студентов (быстрая утомляемость через 2-3 часа активной работы).
Вот это те общие принципы организации учебного процесса, которые необходимо учитывать при обучении незрячих и глухих. На основании вышеуказанного предлагаем. рекомендации к разработке рабочих программ и учебных планов, которые вытекают из рассмотренных методических принципов и состоят в следующем:
Адаптирование учебных планов в рамках ГОС.
Исключение наиболее сложных, “абстрактных” разделов дисциплины конечно, если без них (разделов) можно в принципе обойтись (для глухих и слабослышащих);
Необходимость высокой связности разделов, желательно в порядке усложнения - от простого к сложному. Для всех категорий инвалидов;
Изучение теоретического материала на фоне пошагового, от занятия к занятию, в процессе решения некоторой крупной задачи;
Обучение на конкретных примерах (по аналогии) - иллюстрация нового материала программным примером, с его последующим анализом, модификацией и т.п. Для всех категорий;
Желательность “размытых” границ между лекциями, практическими занятиями и лабораторными работами;
Включение в программу курса обучающих систем, электронных учебников, справочников.
Связь с образовательной программой нижнего и среднего уровня профессионального образования в условиях модели ИСР НГТУ.
Нормативы. Нормативы на лекционные, практические, лабораторные и другие виды занятий должны быть, не менее чем на 25 процентов, выше чем у слышащих. Обязательно должна присутствовать форма индивидуальной работы. Оплата труда преподавателей, при прочих равных условиях, в вузе -должно быть выше чем в колледже.Обязательное согласование учебных планов и рабочих программ, методического и программного обеспечения.
Формирование или отдельной группы, или индивидуального обучения студентов, готовящихся поступить в вуз, начиная со 2-го курса колледжа.
Желательна преемственность по преподавателям между колледжем и вузом.
Основной упор в предвузовской подготовке делается на развитие модельного мышления - пусть трудно, и в начале медленная отдача, но это скажется положительно на учебе в вузе.
Некоторые выводы по организации обучения в вузе.
Следует признать верность выбранного направления обучения, поскольку именно информационные технологии позволяют компенсировать слабость коммуникативных возможностей наших студентов.
Необходимость совмещения учебных методов, приемов и коррекционно-развивающих воздействий. Практика показывает, что более взрослые (реабилитированные) студенты лучше усваивают учебный материал.
Возрастает роль индивидуальной и дистанционной формы обучения, а также специальностей, связанных с Интернетом.
В перспективе нужно обеспечить возможность индивидуальных траекторий обучения (дисциплин по выбору).
Предварительная школьная подготовка, должна быть значительно улучшена по качеству обучения.
2. Применение специальных технологий и программно-аппаратных средств поддержки реабилитационно-образовательного процесса
Рассмотрим выполняемые функции специальных компьютерных и программно-аппаратных средств поддержки РОП: повышают качество и сокращают время обучения (без них просто не обойтись в учебном процессе, особенно в технических дисциплинах и в высшем профессиональном образовании); нивелируют психо-физические особенности, затрудняющие процесс обучения, и развивают сильные стороны лиц с ограниченными возможностями; мощное средство реабилитации в широком смысле; средство поддержки коммуникации между разными категориями инвалидов и слышащими.
Классификация программно-аппаратных средств РОП.
1. Стандартные программные средства обучения (WORD, системы программирования);
2. Адаптированные к психо-физическим особенностям глухих и слабослышащих, незрячих и с ограниченной подвижностью, стандартные программные средства и технологии обучения (электронные учебники, визуальное программирование и т.п.). В ИСР на всех уровнях профессионального образования применяются электронные учебники (“Локальные сети”, “Системы обработки данных”, “Введение в Интернет” и т.п.), системы визуального программирования - Делфи и др. Методика использования данных программ усиливает модельное мышление студентов. Упор делается на конкретные знания и на аналогии;
3. Компьютерные системы тестирования и развития способностей (программы психологического тестирования и тестирования уровня знаний, самоучитель жестового языка, разрабатываемый тренажер естественного и жестового языков);
4. Программно-аппаратные средства, снижающие потери информации в учебном процессе и повышающие коммуникативные возможности (компьютерный сурдопереводчик);
5. Средства дистанционного обучения инвалидов и Интернет. Которые связаны с использованием типовых программ и различных серверов по изучаемым дисциплинам (вопросам, темам). В настоящее время используются не достаточно.
Заключение
Считаем, что одним их эффективных путей обеспечения права незрячих граждан на получение высшего образования является создание специальных государственных образовательных учреждений при крупных вузах (университетах), обеспечивающих комплексную реабилитацию и интеграцию в общество.
Общие подходы к построению СГОУ для незрячих граждан аналогичны с СГОУ для инвалидов по слуху и других категорий и перечислены во введении настоящего доклада.
Возрастает роль специальных технических средств программно-аппаратных средств поддержки реабилитационно-образовательного процесса для всех категорий инвалидов. В вузах должно быть обустроены специальные рабочие места для студента-инвалида.
Необходима согласованная политика во всей образовательной цепочке: детский сад - школа - СГОУ (вуз).