[Главная страница][Тезисы конференции]
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОРПОРАЦИЙ БИБЛИОТЕК В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ОБРАЗОВАНИЮ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
Лесневский Ю.Ю., кандидат физико-математических наук, директор Новосибирской
областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих,
Новосибирск
Интенсивное развитие информационных технологий и средств телекоммуникации в течение последнего десятилетия существенным образом трансформировало современное общество, отразилось на образе жизни людей, их трудовой деятельности и содержании образования. Новое сетевое электронное окружение оказало и продолжает оказывать глубокое влияние на мир информации, что значительно меняет функции библиотекарей и информационных работников в обслуживании разных категорий читателей.
Сегодня специалисты во всем мире признают необходимость формирования системы информационной поддержки людей с физическими ограничениями на основе укрепления связей и развития сотрудничества между всеми заинтересованными организациями. Объединение и координация усилий, предпринимаемых библиотечными ассоциациями, библиотеками, специальными издающими центрами, университетами, общественными организациями инвалидов, фирмами производителями адаптивного информационного оборудования сегодня позволяет находить инновационные способы решения проблем, в том числе в области среднего специального и высшего образования людей с физическими ограничениями.
Образование для всех означает также образование для каждого. Если для государства все его граждане одинаково важны, оно должно обеспечить всем им эффективный доступ к социальным благам, включая образование. Однако по многим оценкам, уменьшилось число высокообразованных незрячих и слабовидящих людей, что является следствием отсутствия условий обучения, когда ограниченные физические возможности практически становятся социальными ограничениями.
Сегодня в России существует две точки зрения на образование людей с физическими ограничениями. Исторически первая и наиболее распространенная, основывается на особом подходе и особых условиях для лиц с физическими, в том числе сенсорными ограничениями. Примером этого в государственной системе образования можно привести Институт социальной реабилитации при Новосибирском государственном техническом университете. Это специализированное учебное заведение, где обучаются только инвалиды.
За Уралом это единственное учебное заведение, где обучают глухих и слабослышащих, а в последнее время и людей с нарушениями зрения. Учебный материал неслышащие студенты воспринимают с помощью преподавателей, владеющих жестовой речью и сурдопереводчиков, а незрячие используют синтезированную речь и шрифт Брайля.
Вторая точка зрения отвергает статус неполноценности с неизбежными социальными ярлыками. Она рассматривает расширенный диапазон факторов, определяющих трудности обучения, в качестве основания для развития комплекса адаптивных технологий. Как шаг в этом направлении можно рассматривать проект «Доступное высшее образование в Сибири», осуществляемый в НГУ при поддержке IREX/USID (Совет по Международным Исследованиям и Научным Обменам. США). Этот проект поддерживает и выполняет с российской стороны-Новосибирская региональная общественная организация инвалидов «Центр Независимой жизни «Финист», а с американской стороны - университет Сан-Франциско. В соответствии с принципами этого проекта одна тотально незрячая и двое слабовидящих, сдав на общих основаниях экзамены, прошли по конкурсу и были зачислены на отделения журналистики и истории гуманитарного факультета. Проблема информационного сопровождения учебного процесса, обращенного к новой категории студентов, по-новому поставила вопросы взаимодействия и сотрудничества специальных и университетских библиотек.
Возможно, одной из причин подобного сотрудничества, явилось то, что руководители университетов за последнее время стали чаще бывать у своих зарубежных коллег, которые, прежде всего, в посещаемых университетских городках показывают библиотеки, готовые к обслуживанию студентов с разными видами физических ограничений, спорткомплексы и корпуса студенческих общежитий. Если по последним двум пунктам наши университеты еще могут посоревноваться с зарубежными учебными центрами, то университетских библиотек, ориентированных на технологии беспрепятственного доступа к информации у нас практически нет.
Как известно, необходимые условия следует создавать на основе потребностей учащихся, но с точным учетом временных, организационных, лингвистических и репрографических ресурсов. Опыт педагогов-дефектологов свидетельствует, что есть прямая связь между полнотой ресурсных возможностей и поведением учащегося.
Новые адаптивные информационные и телекоммуникационные технологии формируют и нового незрячего или слабовидящего студента, новый образ его мышления, новые потребности в коммуникации. Это является уже состоявшимся и распространенным опытом в западных странах, но к сожалению, смелым экспериментом в России.
Реальным свидетельством модернизации учебного процесса в НГУ должен стать технический адаптивный центр, как технологический элемент библиотеки университета.
В его составе будут организованы автоматизированные рабочие места студента с нарушением зрения, которые оборудуются тактильными брайлевскими дисплеями VARIO и специальным программным обеспечением VIRGO-2 германской фирмы BAUM Retec AG, рельефно-графическим принтером «Индекс Эверест», экранными лупами и синтезаторами речи. Американские партнеры по проекту доставили в Новосибирск необходимое количество различных брайлевских приборов для письма, грифелей, специальной бумаги. Специфическим решением технического адаптивного центра будет организация технологически связанных между собой АРМов в библиотеке НГУ и в Новосибирской областной специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих при библиографическом поиске изданий альтернативных форматов.
В настоящее время значительное число публичных и университетских библиотек разворачивают работу по обслуживанию читателей с физическими ограничениями. В условиях децентрализованного и неустойчивого комплектования фондов изданий альтернативных форматов перед ними остро стоит задача обеспечения доступа к сводным электронным каталогам подобных изданий. Известным примером является международный машиночитаемый сводный каталог литературы на специальных носителях Библиотеки Конгресса США. Служба для слепых и лиц с другими физическими ограничениями этой библиотеки осуществляет удаленное информирование на основе национальных каталогов литературы альтернативных форматов, включающих не только сведения общепринятые для печатных документов, но и специфические элементы: указания о формате книги ( по системе Брайля, крупным шрифтом, «говорящая книга», на кассете или компакт-диске), фамилия диктора, информация о технических характеристиках книги (скорость записи, количество дорожек и др.). Обслуживание пользователей осуществляется не только в режиме теледоступа, но и на основе распространения библиографических записей на CD-ROM.
Общепризнанно, что библиотечные фонды крупнейших новосибирских библиотек составляют наиболее богатый информационный ресурс региона, подкрепляя статус города, как образовательного центра. Создание эффективной системы доступа к изданиям альтернативных форматов было выбрано, как одно из важнейших направлений проекта «Новосибирская региональная корпоративная библиотечная система», который осуществляют 6 крупнейших библиотек г. Новосибирска: Новосибирская государственная областная научная библиотека (НГОНБ), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), Центральная городская библиотека им. К. Маркса, Информационно-библиотечный Центр Объединенного Института Геологии, Геофизики и Минералогии СО РАН, Новосибирский государственный университет (библиотека НГУ, Интернет-Центр НГУ), Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих (НОСБ).
В рамках этого проекта создается сеть информационных структур, объединенных единой нормативно-методологической базой, стандартизированными формами обмена информацией и механизмами формирования информационных массивов и баз данных.
Работа основывается на реализации принципа виртуального информационного пространства построенного на открытых стандартах, что для конечного пользователя в нашем случае для незрячего или слабовидящего студента НГУ, означает возможность поиска и получения информации из любых доступных источников независимо от типа данных, носителей информации или технологических особенностей крупнейших фондодержателей Сибири. Наряду с ведением сводного каталога изданий альтернативных форматов библиотека НГУ и НОСБ планируют организовать электронную доставку документов, в первую очередь полнотекстовые цифровые версии публикаций укрупненным шрифтом и шрифтом Брайля.
Развитие ведущих библиотек для слепых России, как издательских центров и центров информационных ресурсов, обусловило формирование еще одной корпорации библиотек. В нее вошли РГБС и крупнейшие специальные библиотеки региона для организации межбиблиотечного обмена публикациями альтернативных форматов в цифровом виде. Создание общественно значимых фондов разнообразных электронных документов культурного и образовательного характера в виде удобном для конечного пользователя, включая незрячего или слабовидящего студента, выбрано этими библиотеками, как ключевое направление своего развития. На выработку согласованного совместного подхода был нацелен проект Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих «Первая цифровая нить». Он предполагает создание межрегиональной многоуровневой сети, как условие для включения библиотек для слепых России в систему национального и международного обмена электронной информацией. Информационную основу проекта составили три специальные базы данных:
база учреждений и организаций потенциальных участников цифрового обмена (специальные библиотеки для слепых, публичные университетские библиотеки, издательства, информационные центры и др.);
база данных обмениваемых материалов и публикаций;
база данных методических и учебных материалов.
Перечисленные базы данных учитывают реальные потребности потенциальных групп пользователей, в состав которых входят незрячие и слабовидящие студенты. Для организации обменов между участниками проекта «Первая цифровая нить» в Новосибирске был организован FTP-сервер, который позволил каждому из участников самостоятельно и в любое время получать интересующие материалы в цифровом виде.
Наряду с этим Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих предоставляла информацию, позволяющую незрячим и слабовидящим студентам получать консультации, участвовать в конкурсах молодежного или студенческого обмена, дистанционно осваивать адаптивные технологии.
Для этого в библиотеке были созданы специальные базы данных, которые являются своего рода «путеводителями» по отечественным и зарубежным центрам и службам, а также рынку их информационных продуктов.
Говоря об информационном обеспечении студентов, нельзя обойти правовые аспекты развития корпоративных инфраструктур. К сожалению, не отрегулирован правовой статус электронных учебных изданий публикаций, а также финансово-правовые вопросы распространения информации (особенно актуальные для государственных бюджетных организаций).
Сообщество библиотек бесспорно делает очень серьезные шаги навстречу информационным потребностям студентов, испытывающих трудности в чтении печатной продукции. Но неоспоримо и то, что разрыв между требуемым и достижимым, не может быть преодолен исключительно через объединение ресурсов. Стране остро нужны профессионалы безбарьерного доступа к информации и знаниям, нужны технические и технологические соглашения и стандарты специального обслуживания.