[Главная страница][Тезисы конференции]
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ. ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Томсинский В.М., учащийся 9-го класса, шк. № 28,
Орел
В докладе Б.Е. Руденского уже была затронута тема интегрированного обучения. Проблема весьма сложная и актуальная. Я попытаюсь дать, с одной стороны, объективную оценку, так как знаю, что это такое - интегрированное обучение на своей «шкуре», а с другой стороны моя оценка будет субъективна в виду моего отдельно взятого опыта. В течение 3 лет я обучаюсь в массовой школе (в настоящее время я учусь в 10 классе), и за это время у меня накопился богатый личный практический опыт в области интегрированного обучения.
Следует сказать, прежде всего, о том, что восприятие слабовидящего человека окружающими далеко не одинаково. Всякому слабовидящему знакома ситуация, когда ему приходилось общаться с человеком зрячим. Любой слабовидящий без труда вспомнит какие при этом заблуждения относительно его жизни могут существовать у зрячего человека. Относиться к этому следует совершенно спокойно. По вполне понятным причинам зрячий человек по-моему до конца никогда не поймет в какой степени слабовидящий видит и, в связи с этим, как он воспринимает мир. Однако, предположение о полном непонимании слабовидящего безосновательно и также является предрассудком. Исправить же крайние представления зрячих, (например, мысль об обязательном наличии хотя бы незначительных психических отклонений у слабовидящего) не очень сложно. Для этого иногда достаточно просто пообщаться с человеком несколько минут. Для человека же общительного проблема с непониманием друг друга вообще должна возникать крайне редко. Широко распространено мнение, что, попав в коллектив зрячих, слабовидящий становится эдакой «игрушкой». Это далеко не так. Жестоко подшутить над человеком скорее способны дети до 12 лет, нежели подростки. И уж совсем глупо звучит подобное высказывание в адрес взрослых людей. Дело в том, что зачастую зрячему человеку сложно понять, чего именно не может слабовидящий, поэтому ему трудно сыграть на «слабой стороне» слабовидящего человека. Мой личный опыт говорит о том, что нередко люди вышедшие из детского возраста, стараются помочь слабовидящему, подсказать ему то, чего он не может в силу ряда причин увидеть или сделать.
По-моему, говоря об интегрированном обучении, на первое место следует поставить фактор психологической адаптации. От того, как слабовидящий ученик сможет адаптироваться в коллективе зрячих, зависит многое. Естественно, что в коллективе зрячих людей он будет первое время "белой вороной" и ограниченным физиологически человеком. Но, однако, эта ограниченность приводит зачастую к развитию в человеке некоторых качеств, редко встречающихся у обычных людей (например, умение внимательно слушать учителя). Нередко складывается такая ситуация, в которой и зрячим есть чему поучиться у слабовидящего. Это способствует формированию не только деловых, но и зачастую дружеских отношений. Фактически наладить хорошие отношения с коллективом не так уж сложно, порой достаточно одного стремления.
Однако, можно не только приспосабливаться к ситуации, но и подстроить ее под себя, поняв структуру коллектива и взаимоотношения его членов. В этом отношении полезно пользоваться аппаратом средств такой науки, как соционика. Соционика - наука, возникшая в 70-х годах ХХ-го века на стыке психологии, социологии и информатики. Соционика изучает психологические типы личностей по моделям структуры психики, а также, возникающие между типами личности отношения. Главное преимущество этой науки - ее простота и вместе с тем высокая точность. Имея небольшой опыт в этой науке и зная ее средства вы легко установите ту дистанцию в общении с конкретным человеком, на которой минимальную возможность будет иметь ситуация конфликта, и наоборот отношения примут скорее дружеский характер. Для этого достаточно лишь установить тип личности человека, с которым придется общаться и сделать вывод о психологической дистанции, на которой общаться будет лучше всего. Фактически при помощи этой науки можно найти в коллективе человека общение, с которым будет всегда приятно и продуктивно. Мне можно возразить, что прогнозировать дружбу несколько цинично. Однако, почему не общаться с человеком, если известно, что общение с ним окажется именно дружеским, и какая разница увидите вы это сразу или откроете позднее? Я в своей практике применял базис этой науки. Скажу, что это отнимает много времени, но практическое значение и та польза, которую можно извлечь из этой науки, стоят того. Благодаря подобной практике адаптироваться значительно проще.
Физиологическая ограниченность слабовидящего ученика иногда дает ему преимущества перед зрячими. т. к. он легче и быстрее воспринимает информацию со слуха. Большинство же зрячих не умеет на должном уровне воспринимать информацию со слуха, запоминать ее и затем грамотно и точно дать устный ответ. В этом случае слабовидящий ученик нередко получает преимущество, которым, конечно же, следует пользоваться.
Серьезной проблемой могут оказаться для слабовидящего ученика некоторые требования к оформлению письменных работ. Это особенно важно для учащихся выпускных классов общеобразовательной школы. Одной из основных форм обучения в них становятся лекции, и тем самым требования к их оформлению практически не может быть выполнено слабовидящим учеником в полном объеме.
Значительно облегчает процесс интегрированного обучения применение слабовидящим учеником современных компьютерных технологий адаптированных для слабовидящих. Их внедрение в учебный процесс слабовидящего ученика существенно увеличивает объем прочитанного текста. работая с компьютером ученик может значительно увеличить продуктивность работы и уменьшить время, затрачиваемое на получение и обработку информации. Там где зрячий применяет зрение, слабовидящий ученик может применить компьютерные технологии, адаптированные для работы слабовидящего. В силу вполне понятных причин многие слабовидящие ученики не способны быстро и качественно выполнить задание, которое требует длительного использования зрения. При активном внедрении компьютерных технологий в учебный процесс слабовидящего ученика эта проблема полностью не отпадает, но значительно облегчает его работу. Компьютер избавляет ученика от долгого и подчас малопродуктивного перелистывания страниц и конспектирования, что само по себе очень утомительно для глаз.
Активное и творческое применение компьютерных технологий также облегчает процесс оформления письменных работ и решить, часто встречающуюся проблему почерка.
В нашей стране компьютеры имеет малый процент населения, еще меньше людей умеют пользоваться компьютером. А значит, весьма велика вероятность того, что слабовидящий ученик окажется более в выгодном положении, чем зрячие, даже имеющие компьютер. Это стало возможно благодаря организации центров поддержки школьников и студентов с проблемами зрения, создаваемых на базе специализированных библиотек для слепых (см. доклад Б. Е. Руденского). Однако, в ВУЗе ситуация несколько другая, опытных пользователей там довольно много.
Слово "компьютер" сегодня все чаще ассоциируется со словом "Интернет". Если человек имеет доступ в Интернет, то он получает ключ к самой последней и точной информации. Доступ в Интернет может уменьшить число посещения слабовидящим учеником библиотеки и существенно преодолеть затруднения, возникающие при работе с печатными материалами. Интернет - это и библиотека, и друзья, и информация на любой вкус. Однако, большинству россиян он недоступен, введу дороговизны.
Главное что следует сказать в заключение: интегрированное обучение не так страшно, каким кажется на первый взгляд. Конечно, оно сопряжено с рядом трудностей, которые, однако, вполне можно решить. В моей практике не встречалось затруднений, которые бы не поддавались решению. Конечно, многое зависит от психологического состояния человека и в этом смысле рецептов на все случаи жизни не может быть.
Таким образом, интегрированное обучение в общеобразовательной школе вполне может подготовить слабовидящего к дальнейшему обучению в высшем учебном заведении и сделать адаптацию в ВУЗе менее болезненной.