[Главная страница][Тезисы конференции]

ОПЫТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ВУЗЕ

Тезисы

Феоктистова В.А., кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии

Международного университета семьи и ребенка им.Р.Валленберга

Шипицына Л.М., профессор, ректор Института специальной педагогики и

психологии Международного университета семьи и ребенка им.Р.Валленберга,

С.-Петербург

Социально-экономическая ситуация в современной России, в которой развивается система образования детей, подростков и взрослых-инвалидов по зрению, утверждение гуманистической политики по отношению всех категорий инвалидов, принятие Закона об образовании РФ (1997) обусловили расширение возможностей получения высшего образования людей с тяжелой зрительной патологией.

Действующий в Петербурге негосударственный институт (имеющий аккредитацию Министерства образования России) «Семьи и ребенка» им.Р.Валленберга успешно осуществляет в течении 5 лет образование инвалидов по зрению I, II, III группы, разного возраста (от 19 до 35 лет), имеющих стаж производственной деятельности или поступающих сразу после окончания коррекционно-образовательного учреждения.

В институте накопили уникальный опыт подготовки из числа незрячих людей специальных психологов и социальных педагогов. Их подготовка в России открывает новые возможности использования труда инвалидов по зрению по специальности, которая до последнего времени считалась недоступной.

Безусловно, получение высшего образования незрячими людьми по специальной психологии и социальной педагогике является трудным, требует больших усилий со стороны студентов и преподавателей ВУЗа.

Большинство из преподавателей в своем опыте впервые встречаются с незрячими людьми и поначалу плохо представляют себе как можно и нужно помочь человеку с сохранным интеллектом, но ограниченными сенсорными возможностями получить высшее образование.

Опыт подготовки незрячих студентов в институте может рассматриваться как своеобразный эксперимент, закладывающий основу для развития новой отрасли специальной педагогики «Вузовской специальной педагогики».

Выпуск первых 5 студентов (Илья Б., Екатерина Е., Андрей Т., Владимир Н., Константин Г.) успешно работающих по специальности в государственных учреждениях, анализ учебной и производственной деятельности нынешних студентов, является предпосылкой и условием совершенствования системы интегрированного высшего образования инвалидов по зрению.

Предварительный анализ опыта образования незрячих людей в системе негосударственного ВУЗа по новым специальностям дает основание сделать следующие выводы:

1. Проблемы и трудности стоящие перед студентами жестко не связаны со степенью и характером зрительной патологии. (Тотально слепой может испытывать меньше трудностей по сравнению с инвалидом по зрению II и III группы).

Проблемы и трудности, стоящие на пути образования незрячих в высшей школе прежде всего обуславливаются сформированностью у личности реально действующих мотивов учебной деятельности, готовностью самостоятельно решать жизненно важные проблемы, умением свободно общаться с окружающими, владеть техникой быстрого чтения и письма «по Брайлю» овладением методами пространственной и социальной ориентировки и др.

2. Успешное образование незрячих студентов в Институте «Семьи и ребенка» обеспечивается социальной защитой их прав, предоставлением возможности бесплатного образования, созданием благоприятного психологического климата в учебных группах, доброжелательным отношением со стороны администрации и преподавательского состава, помощью Петербургского отделения ВОС, возможностью получать дополнительную информацию в специальной библиотеке города, модификацией технологий преподавания учебных дисциплин, требующих обратной связи психолога и клиента, широким внедрением компьютерной техники.

3. Дальнейшее совершенствование системы образования незрячих в ВУЗах страны предполагает принятие государственных законодательных актов, обязывающих работодателей создавать благоприятные условия для реализации потенциальных возможностей специалиста-инвалида по зрению (в большинстве стран Европы и Северной Америки такие законодательные акты действуют много лет); предоставляющих незрячему студенту оплачиваемого «чтеца» по типу «чтецов» учителей-инвалидов по зрению.

4. Коррекционно образовательные учреждения III и IV вида необходимо предусмотреть в средней школе специальную подготовку выпускника к обучению в ВУЗе: научить работе с доской, секретарем, общению с незнакомыми людьми, ориентировке в большом незнакомом пространстве, быстрой технике письма не только по Брайлю, но и плоскому шрифту, сформировать осознанную потребность самому преодолевать трудности, использовать доступную технику, облегчающую учебный труд будущего студента.

Высшие учебные заведения, куда поступают инвалиды по зрению, нуждаются в дополнительном оснащении учебного процесса пособиями, рассчитанными на осязательные и зрительные способы восприятия, расширения института кураторов, обеспечивающих социальное и психолого-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов по зрению.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz