[Главная страница][Тезисы конференции]

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НЕЗРЯЧИХ СТУДЕНТОВ

Кочетков Ю.И, главный редактор журнала «Школьный вестник»,

Москва

Как известно, социальная адаптация - это процесс взаимодействия личности с социальной средой; она включает в себя усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации.

Адаптация незрячего студента в студенческом коллективе зрячих является одним из видов его адаптации в окружающей среде. В связи с этим незрячий должен осознать, что успех адаптации обеспечивается в случае, если он начинает заниматься приобретением необходимых умений и навыков не тогда, когда уже оказался в коллективе зрячих, а заранее.

Он осознанно должен воспитывать в себе качества, которые помогут ему быстрее и с минимальными затрата­ми войти в студенческий, а в дальнейшем - и в трудовой коллектив и успешно выполнять свои служеб­ные обязанности. Задачи подготовки незрячего ребёнка к жизни, учёбе и труду среди зрячих должны решаться комплексно и по­стоянно родителями незрячего ребёнка, спецшколами для слепых и слабовидящих детей, Всероссийским обществом слепых.

Большое значение для успешной адаптации незрячего студента в коллективе зрячих имеет его психологическая подготовка. Это предполагает понимание незрячим своего ре­ального положения и своих возможностей, что позволяет ему со­размерить притязания со своими силами, не принижая их, но и не преувеличивая. Осознание себя как дееспособной личности, как че­ловека, способного вести полноценную жизнь, учебную и трудовую деятель­ность, поможет незрячему освободиться от комплекса неполноценности, который зачастую навязывается ему окружающими с неоп­равданной настойчивостью.

Незрячий студент, попадая в новый коллектив, встречает определённую настороженность. Подобная ситуация, как правило, является стандартной, и её преодоление во многом зави­сит от личности.

Незрячий в коллективе зрячих находится, как правило, под их пристальным вниманием, поэтому необходимо постоянно следить за своим внешним видом, уметь обслужить себя, быть опрятным. Важным фактором, обеспечивающим успешную адаптацию, является физическая подготовка незрячего, умение хорошо ориентироваться и в полном смысле слова «держать себя». Не секрет, что у незрячего могут быть плохая координация движений, некрасивая осанка, навязчивые движения головы и т.п. От этого необходимо избавляться.

Как свидетельствует опыт, перед некоторыми незрячими студентами встаёт вопрос: нужно ли стремиться к тому, чтобы окружающие не заме­чали, что он - человек незрячий? Иногда эти молодые люди доводят себя до крайней нервозности, если допускают какие-либо промахи, обусловленные слепотой: например, не сразу нашёл стул, не попал точно в дверь, оступился и т.д.

На мой взгляд, незрячему необходимо понять, что имитировать зрячего не следует, а драматизация ситуаций только усугубляет дело. Спокойное отношение к невольным промахам может быть с пониманием встречено окружающими.

У незрячего должны быть личные установки на тип поведения в коллективе зрячих. Он должен понимать, что его сокурсники не имеют специальной тифлологической подготовки, и поэтому некоторые их вопросы, замечания не следует расценивать как бес­тактные. Спокойствие и выдержка в таких ситуациях - залог то­го, что вас поймут и примут.

К факторам морально-этического характера, облегчающим соци­альную адаптацию вообще, относится коммуникабельность, являю­щаяся тем самым интегративным качеством, которое сплачивает отдельных индивидов в коллектив, а незрячему помогает в него входить. Не следует стесняться и отказываться от помощи, если её предлагают, а иногда можно и самому за ней обращаться. Ведь и зрячие студенты обращаются друг к другу за помощью и не видят в этом ничего зазорного.

Важнейшим условием социальной адаптации индивида в любом коллективе является выбор средств и методов, при помощи кото­рых он добивается самоутверждения. Они должны быть такими, которые коллектив может понять, оправдать и одобрить. Это означает, что незрячему студенту не следует добиваться неоправданных скидок и поблажек, а необходимо стремиться к выполнению в пол­ной мере учебных обязанностей и не уклоняться от посильной общественной работы.

Социальная активность личности как продукт воспитания и самовоспита­ния расширяет социальные связи и отношения. Погружение в прак­тику социальных противоречий помогает незрячему, с одной сторо­ны, изменять их, преобразовывать, а с другой - эта возможность от­крывает простор для собственного совершенствования.

Всё вышеизложенное, безусловно, играет большую роль в осу­ществлении социальной адаптации студента. 0днако определяющим момен­том в решении адаптационных проблем незрячего человека, который через несколько лет станет молодым специалистом, является его профессиональ­ная подготовленность именно как специалиста, его компетентность.

Именно по этим качествам он оценивается, определяются его возможности как работника в любых трудовых коллективах, которые должны преж­де всего решать свои производственные задачи. Поэтому незрячий студент, приобретая избранную им специальность, должен понимать, что необходимо приложить максимум усилий, чтобы стать специалис­том высокой квалификации, способным вносить полноценный вклад в трудовую деятельность коллектива.

Надо ясно отдавать себе отчёт в том, что не следует надеяться на скорые результаты. Путь приобретения профессионального мастерства может оказаться да­леко не лёгким, поэтому необходимо быть готовым к длительной и трудной работе.

Плодотворная профессиональная деятельность незрячих работников интеллектуального труда требует от них собранности и высокой самоотдачи. Незрячему зачастую требуется затратить гораздо больше энергии, чем зрячему, для выполнения оди­наковых форм трудовой деятельности и на том же качественном уровне. Такое напряжение не всегда бесследно проходит для здоровья незрячих. Поэтому необходимо прислушиваться к научным рекомен­дациям по гигиене труда незрячих РИТ.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz