[Главная страница][Тезисы конференции]
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С ДЕФЕКТОМ ЗРЕНИЯ
Неделька Ложаич,
Белград, Югославия.
(Перевод с эсперанто
выполнил А. Масенко).
Превалирующее мнение современной дефектологии состоит в том, что лица с незначительными недостатками в своем физическом развитии, если их не воспитывать и не давать образования, имеют тенденцию развиваться лишь в рамках своих мизерных способностей, в то время как работа специалиста с лицами, имеющими существенные недостатки, развивает их способности до самых предельных возможностей (к примеру, слепоглухие Элен Келер и Ольга Скороходова). Следовательно, человек с дефектом непременно подлежит воспитанию, образованию и восстановлению трудоспособности. Нужно улучшить жизненные и нформационные условия, дать возможность каждому человеку проявить свой потенциал, так как довольство жизнью и работой человека зависит прежде всего от того, в какой степени он/она сумеет найти соответствующие возможности, чтобы выразить свои способности, интересы, свои качества и систему ценностей. Поэтому профессиональная ориентация чрезвычайно важна студенту-дефектнику в будущем. И осуществлять ее нужно весьма серьезно, учитывая все стороны личности будущего студента, и так, чтобы не дать ему больше, чем тот сможет усвоить своим умственным кругозором, ибо понимание и успех мотивируют и побуждают развитие.
Следует также
обратить внимание
на важность владения
многими знаниями
и фактами, но преимущество
имеет и продвигается
вперед всегда тот,
кто быстрее и
лучше умеет использовать
эти знания. Лица
с нарушениями зрения
очень часто поступают
на общественно-научные
факультеты. Так,
у нас много
юристов, философов,
социологов, психологов,
переводчиков, преподавателей
различных дисциплин,
журналистов, а также
музыкантов, физиотерапевтов,
математиков и т.д.
Успешная профориентация
также должна учитывать
и исследовать возможности
для трудоустройства,
потому что невозможность
трудоустроиться по
своей специальности очень
удручает каждого
человека, а инвалида
тем более. Кроме
того, непременными
условиями для успешного
обучения в вузе
и последующего трудоустройства
являются:
надлежащая подготовка в средней школе,
успешная реабилитация для самостоятельной жизни,
овладение важными подспорьями (знание системы брайля, использование
компьютера для обучения через Интернет, умение самостоятельно писать и печатать);знание иностранных языков, чтобы самостоятельно читать, непосредственно
общаться с зарубежными коллегами по профессии, пользоваться литературой
из зарубежных звуковых, брайлевских и плоскопечатных библиотек);хорошая ориентировка в пространстве.
Смена места учебы или даже места игры доставляет проблемы всем тем, кто нелегко адаптируется, кто прежде не был обучен самостоятельному передвижению. Излишняя привязанность к зрячему помощнику зачастую лишает самостоятельности, причиняет напряженность и сокращает контакты с коллегами.
Важно осознать,
принять свой дефект
с тем, чтобы
развивать все формы
самопомощи или по
крайней мере большинство
из них, чтобы
быть
социально компетентным.
Именно это послужит
мотивацией для зрячих
сверстников, чтобы оказывать
помощь когда и
где это нужно.
Будущий студент должен иметь
необходимые технические
средства. Прежде
всего, это прибор
для письма по брайлю
(бумага перфокарточная
и пластик для
бесшумного письма во
время лекций и
для черчения), пишущая
машинка или более
современные помощники
- компьютер с синтезатором
речи и, по
возможности, брайлевская
строка, сканер и
принтер, кассетофон
и т.д.,
Для самостоятельного
передвижения - белая
трость или более
современные средства, например,
"sonicguide".
Наш студент
должен показать
свою самостоятельность,
просить равноправного к себе
отношения, но не
освобождения от
обязанностей, лишь
при случае не зазорно
обратиться за какой-то
технической помощью
(пользование прибором или
персональным помощником),
если в этом
есть непременная
необходимость.
Финансовая помощь
общества может оказать
значительную поддержку
самостоятельности студента-дефектника,
так как это
даст ему возможность
приобретать какие-то
приборы, литературу,
оплачивать услуги
помощника и т.д.
Заслуживает рекомендации,
если в стране
существует, (в рамках
ли общества
слепых или иным
способом организованная)
служба чтеца и
сопровождающего, которой
можно воспользоваться
быстро, при случае
срочно, так как
своевременное получение учебного
материала и посещение
определенных мест
- это залог успеха.
Поддержка семьи
и окружающих также
заслуживает упоминания.
Регулярные контакты специалистов
со студентом и
его/ее семьей
и постоянная информация о
возможностях и проблемах
студентов с дефектами
зрения через средства
массовой информации
положительно сказываются
на взаимоотношениях с
окружающим миром. Слепой
студент должен контактировать
с организацией зрячих
на своем факультете,
но также и
с обществом слепых,
с возможными там
студенческими секциями, с
группами по профессиям
или же объединением
интеллектуальных работников с
целью обмена опытом,
литературой и чтобы
легче решать возникающие
проблемы. Обмен
опытом и сведения
уже окончивших вуз,
особенно тех, кто
работает по своей
специальности, всегда
благожелателен.
Студенты должны
стараться быть своевременно
информированными об
изменениях в технике
и технологиях, чтобы
они могли выдержать
конкуренцию как
во время учебы, так
и после, в
процессе работы.
Итак, наиважнейшими условиями для успеха в высшей школе и последующего трудоустройства являются: качественное образование в средней школе, реабилитационная подготовка к самостоятельной жизни, хорошая профориентационная работа, учитывающая потенциалы будущих студентов и возможности для трудоустройства, владение необходимыми техническими средствами, поддержка семьи, общества слепых и общества вообще во время обучения, а еще больше при трудоустройстве выпускника-дефектника, ибо без устройства на работу он/она не сможет полностью проявить себя и быть довольным.