[Главная страница][Тезисы конференции]
РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Иванова Т.Н., главный специалист РГБС,
Москва
Наше общество вступило в такую фазу, когда информационные ресурсы, аккумулирующие интеллектуальный потенциал, стали основой успешной деятельности в любой сфере. Библиотека - это информационный центр, обслуживающий потребности общества, хранилище знаний, без которых не может сформироваться полноценная личность.
В наши дни пользователи не довольствуются традиционными формами обслуживания. Они ожидают особых личностно-ориентированных услуг, комплексной библиотечно-информационной поддержки своей профессиональной, образовательной и самообразовательной деятельности, обеспечения культурного досуга. В связи с этим трансформировались многие формы работы библиотеки. Изменения коснулись не только способа работы с информацией, но и традиционных направлений (библиотека выставляет свои информационные ресурсы в сеть, консультирует или обучает пользователей новым методам работы с информацией, становится центром отбора, систематизации, накопления информации и обмена ею, ведет реабилитационную работу, создает клубы по интересам и т.д.).
Сегодня значительно повысился интерес молодежи к получению высшего и среднего специального образования. Важнейшую роль в процессе образования играет уровень информационного обеспечения, поэтому библиотеки можно рассматривать как информационную базу интеллектуального развития, как элемент образовательного пространства, чутко улавливающий возросшие запросы читателей и новые требования к качеству информационного обеспечения.
В последнее время в деятельности библиотек значительно возросла доля услуг учебно-консультативного характера. Работа читального зала РГБС полностью подчинена обслуживанию учащихся и специалистов: широко используется МБА в крупнейших библиотеках Москвы; предоставляются услуги чтеца для индивидуальной работы; ведется картотека учебной и научной литературы, начитанной в читальном зале и первичной организации РИТ по индивидуальным заказам; предоставляется время для работы на "читающей" машине и др.
Библиографический отдел библиотеки выполняет большое количество тематических справок, составляет библиографию к курсовым и дипломным работам; справки выдаются по желанию читателя в плоскопечатном виде или на дискете читателя. Недавно принято решение о постепенном переводе "золотого" фонда литературы по тифлопедагогике, хранящейся в отделе и пользующейся большим спросом, особенно у дефектологов, на электронные носители.
В соответствии с запросами учащихся и специалистов библиотека комплектует и постоянно пополняет фонд учебной и научной литературы. Выпускаются ежемесячные списки новых поступлений "Говорящих", плоскопечатных и изданных шрифтом Брайля книг, из которых затем составляются ежегодные выпуски, распространяемые по библиотекам сети. Обширна подписка научных периодических изданий, статьи из которых включаются в звуковые сборники "Мысль", "Эпоха", "Психология и жизнь" и др. Эти сборники записываются на студии звукозаписи ИПТК "Логос" ВОС, поэтому они доступны читателям любой региональной библиотеки.
Сегодня практически все специальные библиотеки оснащены новой информационной техникой. В РГБС автоматизированы практически все процессы работы. Электронный каталог включает все имеющиеся издания, начиная с 1992 г. Он постепенно дополняется предыдущими изданиями. На сервер библиотеки заведены базы данных книжной палаты, по праву, по тифлологии, которые постоянно пополняются. По просьбе пользователей мы рискнули создать локальную электронную библиотеку учебной и научной литературы, отсканированной читателями. После редактирования она будет предоставляться желающим.
В нашей библиотеке организованы три рабочих места незрячего специалиста, откуда можно войти в любую электронную базу данных. Там же квалифицированный специалист может оказать помощь в сканировании текста, освоении новых программ и закреплении полученных навыков обучившимся в РЦКТ. В библиотеке, оснащенной адаптивной техникой, незрячий пользователь, овладевший компьютерной грамотностью, должен иметь самостоятельный доступ к ее информационным ресурсам.
На базе библиотеки работают клуб "Интеграция" и молодежный клуб "Преодоление". Первый занимается изучением и распространением адаптивных технических средств и программной продукции. Второй - наряду с проблемами обучения рассматривает проблемы социальной адаптации студентов, организует встречи со специалистами различного профиля, походы в театр, занимается расширением кругозора членов клуба. Он стал центром духовного общения молодежи.
Современное состояние информационно-библиотечного обслуживания трудно представить без использования внешних носителей информации, Интернет позволяет осуществить доступ пользователя к новым информационным ресурсам с домашнего компьютера либо с компьютера библиотеки. Для этого библиотека должна обеспечить читателю доступ к Интернет и завести сайт для размещения своей информации. Настало время решать вопрос создания межбиблиотечной компьютерной сети для обеспечения доступа к электронным базам данных библиотек. Необходимо выработать унифицированную форму представления материалов и установить четкие единообразные требования к составу и структуре библиографической информации.
РГБС серьезно задумывается о своей роли в процессе получения дистанционного образования. Образовательный процесс дистанционного обучения должен быть обеспечен наличием специального сайта в Интернет и специального рабочего места студента. При соблюдении этих технических условий библиотека постарается удовлетворить запросы обучающихся своими информационными ресурсами.
Интерес молодых людей к продолжению образования стимулирован и оправдан временем, так как инвалиды по зрению имеют право учиться и работать наравне со всеми. Но этот процесс сопряжен со многими трудностями. Не каждый доходит до финиша. Следует помнить, что, чем больше человек получит разнообразной информации, тем больше он знает и умеет, тем больше шансов выстоять в современном мире, быть востребованным в любом обществе, быть конкурентоспособным в любой сфере. Чтение формирует интеллект, развивает духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Только от читающего можно ожидать высоких достижений в науке, культуре, искусстве. Человек, только получающий информацию, теряет духовную энергию; у него не включается в работу правое полушарие мозга, ведающее творчеством, аналоговым мышлением, озарением.