[Главная страница][Тезисы конференции]
ВОЗМОЖНО ЛИ ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ?
Зарубина И.Н., директор по социально-трудовой реабилитации
ЦСТПР «Камерата»,
Москва
За последние годы отмечается рост интереса у представителей государственных и общественных организаций, решающих вопросы социальной защиты инвалидов к проблеме получения высшего образования инвалидами разных категорий. Для многих категорий инвалидов до последнего времени получение высшего образования на общем основании было практически недоступно. Как правило, лица с нарушением опорно-двигательной системы или с нарушением слуха получали высшее образование в специализированных учебных учреждениях или в обычных ВУЗах на заочной форме обучения. В отличие от этих категорий инвалидов, инвалиды по зрению имеют большой опыт получения высшего образования. Причем обучались и обучаются они, как правило, на общих основаниях. В период устойчивой системы трудоустройства незрячих и слабовидящих тысячи лиц с нарушением зрения получили высшее цензовое образование и были трудоустроены в соответствии с полученной профессией.
В настоящее время в РФ учтено более 5000 работающих по полученной специальности незрячих специалистов и более 1300 студентов, инвалидов по зрению. Реальное их число гораздо больше. По предварительным оценкам специалистов также насчитывается несколько десятков тысяч лиц с серьезной патологией зрения, которые по тем или иным причинам не признаны инвалидами. Но, не смотря на это, они также нуждаются в специальной поддержке при получении образования. Прежде всего, это касается оказания им помощи в центрах поддержки студентов с нарушением зрения при получении информации путем применения современных компьютерных технологий, облегчающих слабовидящим работу с экраном и литературой на бумажных носителях.
Примерно 50 % незрячих студентов и специалистов проживают в крупных городах (Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург и т.д.), остальные проживают в сравнительно небольших населенных пунктах РФ. Причем, как правило, в одном населенном пункте проживает 1-5 специалистов одной профессии (юристы, программисты, преподаватели и т.д.) или несколько студентов. В связи с чем, они лишены возможности обмена опытом с коллегами, инвалидами по зрению. А это существенно осложняет процесс обучения студентов с проблемами зрения, т. к. им приходится опираться только на личный опыт. До 1990 года ВОС регулярно проводило конференции и тематические семинары для незрячих специалистов, студентов и специалистов в области образования и трудоустройства инвалидов по зрению. Это облегчало решение вопроса объединения и аккумулирования знаний и практического опыта по проблемам получения лицами с нарушением зрения профессионального образования и качественного трудоустройства этой категории населения. Благодаря резкому ухудшению экономического положения ВОС работа в этом направлении значительно сокращена. Частично ее проведение взяли на себя региональные общественные организации незрячих специалистов.
Последнее время различными государственными и общественными организациями проводятся семинары и конференции по проблемам инвалидов и, в частности, по проблемам получения профессионального образования этой категории населения. Практика показала, что, как правило, в рамках одной общей конференции многоаспектное рассмотрение вопроса образования всех категорий инвалидов удается не очень эффективно. Реально качественно возможно рассмотреть в основном только законодательную сторону получения образования или общеорганизационные моменты. Детальное его рассмотрение для всех категорий инвалидов одновременно затруднено, так как процесс обучения каждой категории инвалидов достаточно специфичен. Например, при рассмотрении вопроса образования студентов с нарушением слуха в первую очередь рассматривается проблема установления контакта преподавателя и аудитории, изложения материала с помощью сурдопереводчика и т.д. Для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы на первый план встает вопрос создания доступной среды и т.д. При рассмотрении вопроса получения высшего образования инвалидами по зрению в коллективе зрячих в первую очередь рассматриваются проблемы организации доступа к информации, выработки и правильного применения коммуникативных навыков, ориентировки в пространстве и т.д.
В июне 2000 года в С.-Петербурге проходила конференция по проблемам высшего образования инвалидов. В работе конференции приняли участие специалисты в области получения высшего образования инвалидами и инвалиды, получившие высшее образование. В ходе ее работы неоднократно отмечалось, что вопросы создания моделей получения высшего образования для конкретной категории инвалидов и их трудоустройства предпочтительно рассматривать для каждой категории отдельно.
Статистический анализ показывает, что в период распада относительно устойчивой системы поддержки получения профессионального образования и трудоустройства этой категории населения интерес к получению высшего образования не упал, а наоборот, резко возрастает. Но в новых экономических условиях меняется система получения образования и трудоустройства, сложнее становятся межличностные отношения. Также серьезно затрудняет получение высшего образования лицами с нарушением зрения информатизация различных сфер жизни современного общества. Все это качественно изменило характер и условия получения инвалидами по зрению высшего и среднего специального образования, а также возможности их трудоустройства и профессиональной деятельности. В условиях, когда информация начинает играть все более важную роль, незрячие поставлены перед выбором: преодолеть проблему информационного обеспечения или потерять возможность интеллектуальной деятельности даже в уже традиционных для них сферах (юристы, преподаватели, экономисты и т. д.).
Очевидно, что, оказавшись в условиях общего высшего образования, молодые люди с нарушением зрения сталкиваются с огромным числом проблем, которые затрудняют процесс овладения ими профессионально образовательной программой. Одним из путей решения проблем, возникающих у инвалидов в процессе их вузовского обучения, является организация специальной поддержки данной категории студентов. В России и странах Европы уже существует несколько моделей такой поддержки. Например, практический опыт двухлетней работы Нижегородского центра поддержки студентов инвалидов по зрению доказал эффективность этого пути по созданию комфортной среды обучения лиц с нарушением зрения. Студенты с проблемами зрения на общих условиях обучаются в группе зрячих сокурсников. Помощь, которую им оказывают специалисты центра ликвидирует многие недостатки такой формы обучения (см. доклад Рощиной М. А. и Сумароковой И. Г.). С моей точки зрения этот вариант получения образования имеет серьезные преимущества перед другими вариантами создания специальных условий обучения инвалидов. Это также подтверждает опыт работы аналогичных центров поддержки в странах Европы (см. материалы конференции «Система непрерывного образования - средство интеграции лиц с нарушением зрения. Н. Новгород 1998).
За последние годы большое распространение приобрели компьютерные технологии в процессе обучения. Это касается как среднего, так и высшего образования, как очной, так и заочной формы обучения.
Роль компьютера в профессиональной и учебной деятельности лиц с нарушением зрения трудно переоценить.
Во-первых, компьютерные технологии открывают возможность к созданию совершенно новых, до сих пор недоступных для незрячих рабочих мест и освоение ими ранее неизвестных профессий.
Во-вторых, компьютерные технологии могут существенно повысить эффективность труда лиц с нарушением зрения на уже созданных рабочих местах, и в некоторых случаях почти полностью исключить потребность в секретаре-чтеце.
В-третьих, компьютерные технологии открывают возможность для незрячих оперативного получения информации по самым различным областям знаний, что, несомненно, способствует защите их гражданских прав и, в конечном итоге, интеграции в современное общество.
В-четвертых, с помощью применения компьютерной техники и современных технологий стало возможно осуществление дистанционного обучения лиц с нарушением зрения. В нашей стране эта форма обучения в основном применяется для обучения инвалидов других категорий. Внедрение дистанционного обучения для инвалидов по зрению было затруднено практическим отсутствием компьютерных технологий для незрячих. Последнее время эта проблема начинает понемногу решаться. Поэтому в среде инвалидов по зрению начал проявляться интерес к новой для них форме обучения. Для внедрения ее в учебную и профессиональную деятельность инвалидов по зрению требуется практически с нуля разработать методики, технологии, принципы отбора преподаваемых предметов и т.д.
В настоящее время в России, в странах СНГ и Восточной Европы дело внедрения компьютерных технологий для незрячих переживает период количественного накопления. Во многих регионах начинает распространяться специальная компьютерная техника, адаптированная для работы незрячих. В этих условиях особенно важно всесторонне осмыслить и обобщить имеющийся опыт использования тифлоинформационных технологий, применяемых в процессе образования этой категории инвалидов, определить наиболее эффективные формы работы и обучения, а также наиболее перспективные для распространения образцы техники и математического обеспечения. В современных моделях образования лиц с нарушением зрения, с моей точки зрения, внедрению компьютерных тифлотехнологий должно отводиться основополагающее место. Без их разработки и внедрения в учебный процесс путь получения высшего образования для многих незрячих будет закрыт. Поэтому специалисты, работающие в области образования лиц с нарушением зрения и разработки компьютерных технологий для незрячих и слабовидящих должны обсудить вопрос стандартизации подходов и принципов применения компьютерных технологий в образовательный процесс лиц с нарушением зрения.
При получении высшего образования у студентов с нарушением зрения появляется реальная возможность реализовать свои интеллектуальные возможности. Но для того, чтобы инвалид по зрению получил образование, которое не только соответствует его возможностям, но и полученные знания были востребованы на рынке труда, необходимо проводить научно-обоснованные исследования наиболее перспективных профессий для этой категории населения, изучать действующие региональные программы трудоустройства молодых специалистов, инвалидов по зрению, обобщить исследования, проведенные специалистами с целью выявления наиболее предпочтительных профессий для лиц с нарушением зрения.
Отечественный и зарубежный практический опыт доказывает, что инвалиды по зрению могут обучаться в обычных учебных заведениях на общих основаниях, а по их завершении работать по выбранной профессии, если удается обеспечить Внедрение в интеллектуальную деятельность лиц с нарушением зрения новейших информационных технологий и технологий социально-психологической адаптации лиц с нарушением зрения к условиям высшей школы и рынка труда.