[Главная страница][Тезисы конференции]
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НЕЗРЯЧИХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ Н. НОВГОРОДА (80-90-е гг.)
Сумарокова И.Г., студентка 4-го курса кафедры валеологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного Университета,
Н.Новгород
Процесс социально-психологической адаптации незрячего студента в системе высшей школы складывается из адаптации к учебному процессу и адаптации к социально-бытовой среде вуза. Разделение это носит условный характер, так как обе эти составляющие взаимно дополняют друг друга и имеют одинаково важное значение в ходе адаптационного процесса. Об успешной адаптации инвалида по зрению можно говорить только тогда, когда студент одинаково комфортно и удобно ощущает себя и в учебной деятельности, и при выполнении необходимых социально-бытовых задач.
Рассмотрим процесс адаптации в учебной деятельности на примере студентов нашего города последних двадцати лет.
Если судить об адаптации к учебному процессу по успеваемости студентов, то можно сказать, что она была успешной и в 80-е и в 90-е годы, так как большинство студентов обучались и обучаются в вузах на хорошие и отличные оценки. Эти оценки можно рассматривать как конечный результат успешной адаптации к учебному процессу, за которым стоит каждодневный кропотливый труд и умение решать многочисленные проблемы, возникающие в процессе учебной деятельности.
Учебная деятельность студента складывается в основном из записи лекционного материала,2 участия в семинарах,3 выполнения письменных работ (рефераты, курсовые и т.д.) 4 сдачи экзаменов. Из анализа учебной деятельности студентов видно, что запись лекций не представляет сложности для большинства незрячих студентов, так как выпускники школы для слепых детей имеют хорошие навыки быстрого письма и чтения по системе Брайля. По мере обучения большинство используют краткопись и вырабатывают свою систему сокращений. Звукозаписывающую аппаратуру для записи лекций используют студенты, недавно потерявшие зрение и плохо владеющие навыками письма и чтения по системе Брайля.
При выполнении письменных работ, подготовке к семинарам и экзаменам основную проблему для незрячих студентов составляет доступ к информации. В 80-е годы в решении этой проблемы огромную помощь незрячим студентам оказывала областная библиотека ВОС, где они пользовались услугами чтецов и переписывали необходимый материал.
В 90-е годы увеличилось количество звуковой и рельефно-точечной литературы, и появились другие способы доступа к информации. Роль библиотеки изменилась: из пункта помощи студентам она превратилась в пункт выдачи литературы.
В нашем городе открыт тифлоинформационный центр, где студент может озвучить, а при необходимости и распечатать рельефно-точечным шрифтом любую электронную или плоскопечатную информацию.
В последние годы значительно облегчилось выполнение курсовых, рефератов и т.д. Студенты 80-х годов диктовали их или сами печатали на печатных машинках. Сейчас студенты имеют возможность выполнять письменные работы с помощью компьютера, пользуясь синтезатором речи и брайлевским дисплеем.
Из выше изложенных фактов видно, что хотя адаптация к учебному процессу имела успешные результаты на протяжении всего рассматриваемого временного периода, но у студентов 80-х годов учебная деятельность протекала в более сложных условиях, следовательно адаптация к учебному процессу требовала от незрячих студентов больших трудовых, временных и психических затрат.
Для процесса адаптации в социально-бытовой сфере большое значение имеет в какой степени незрячий студент владеет навыками самообслуживания и самостоятельной ориентировки в пространстве.
Студенты 80-х годов, заканчивая школу, владели навыками самообслуживания, но не имели никакого опыта ориентировки в пространстве. Они не умели и стыдились пользоваться тростью, что затрудняло их передвижение по городу. Этому им пришлось учиться самим, в прямом смысле, на своем горьком опыте. Есть примеры незрячих студентов этого поколения, которые так и не смогли научиться самостоятельно ориентироваться в пространстве.
У большинства студентов 90-х годов проблема пространственной ориентировки была решена во время обучения в школе. Благодаря большой реабилитационной работе, которая проводится в Нижегородской школе для слепых детей в последние годы, ее выпускники свободно передвигаются по городу, умеют пользоваться общественным транспортом, знают расположение основных транспортных магистралей и объектов культурно-бытового назначения. Выпускники 90-х годов свободно владеют тростью и не стесняются ее использовать в кругу своих сверстников. Таким образом нынешние студенты начинают свою вузовскую жизнь более приспособленными и независимыми. Им было проще освоиться в новом пространстве, так как они имели достаточный опыт самостоятельной ориентировки.
Выше приведенные примеры показывают, что раннее овладение навыками свободной ориентировки в пространстве незрячими людьми способствует быстрой и безболезненной адаптации в системе высшей школы.
особо хочется сказать о коммуникативных навыках незрячего. В процессе социально-психологической адаптации инвалида по зрению им принадлежит существенная роль. Хорошие коммуникативные навыки помогают незрячему студенту вызвать доброжелательное отношение преподавателей, установить товарищеские контакты в группе. Коммуникативные навыки - это индивидуальное свойство человека, зависящее от параметров данной личности. Среди студентов и 80-х и 90-х годов мы можем видеть примеры разного уровня развития коммуникативных навыков.
Я думаю, что в настоящее время проблеме развития коммуникативных навыков следует уделить особое внимание, так как другие адаптационные моменты отрабатываются в той или иной степени, а в этом направлении конкретная работа не ведется. Я считаю, что необходимо разработать специальную систему тестов и тренингов по развитию коммуникативных навыков у незрячих.