[Главная страница][Тезисы конференции]
ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ АБИТУРИЕНТЫ И СТУДЕНТЫ ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ, И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Котова С.Ю., студентка 4-го курса МГУ, юридический ф-т, консультант по проекту РООИ «Перспектива»,
Москва
В наше время человек, решивший получить высшее образование сталкивается с целым рядом проблем. А инвалид кроме решения вопросов о подготовке и поступлении должен преодолевать трудности, непосредственно связанные с его инвалидностью. Это не только приносит массу неприятных моментов, но и отнимает много времени и сил, которые могли бы быть потрачены непосредственно на подготовку. Во многих случаях инвалиды ставятся в заведомо неравное с другими абитуриентами положение.
Проблемы
На мой взгляд, можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкивается почти каждый абитуриент, инвалид по зрению.
Проблема подготовки: сейчас большинство абитуриентов предпочитают готовиться к поступлению на подготовительных курсах, и если на платные курсы инвалидов по зрению с трудом, но берут, то на бесплатные курсы поступление очень затруднено. Самой распространенной формой экзаменов на подобные курсы сейчас являются тесты, либо какие-то другие виды сдачи экзамена, предполагающие выполнение письменных работ на время. Печатают задания мелким шрифтом и даже у слабовидящих абитуриентов, которые могут сами их прочитать возможности не равны с другими поступающими, было бы гораздо проще если бы тексты могли печатать крупнее. Незрячим ребятам нужна помощь в прочтении, написании и проверке таких работ. В этом году с учеником школы-интерната № 1 Николаем Хлудовым произошел случай, который иллюстрирует положение незрячих абитуриентов. Он не смог поступить на подготовительные курсы в Государственный университет - Высшая школа экономики. Экзаменаторы были заранее предупреждены о том, что ему нужна помощь в прочтении тестов и обещали предоставить помощника, однако в день экзаменов человека, который прочитал бы Николаю тест не нашлось. Точно такие же проблемы возникают и при сдаче вступительных экзаменов, особенно по иностранному языку, где почти всегда нужно прочитать и перевести текст, а также показать навыки работы со словарем. Год назад Павел Обиух при поступлении на истфак МГУ получил 2 по английскому из-за того, что не перевел нескольких слов со словарем, ему также обещали предоставить человека для помощи, но не сделали этого. Использование Брайлевских словарей могло бы решить эту проблему, однако, экземпляров словарей не так много, чтобы каждый поступающий мог их использовать, да и физически принести 18, а то и больше книг, не все смогут.
При подготовке и далее при обучении все сталкиваются с проблемой недостатка литературы по брайлю, либо на кассетах. Особенно это касается юридической, экономической литературы и литературы по иностранным языкам. Да и по другим наукам, так как это выгодно преподавателям, учебники стали обновлять довольно часто. Дело осложняется еще тем, что многие вузы каждый год вводят новые экзамены и для подготовки к ним выпускают новые пособия. Из-за этого многие вынуждены читать книги сами, ставя под угрозу свое зрение, либо просить друзей или знакомых о помощи. Некоторые приспосабливаются сканировать и распечатывать книги по брайлю, но опять-таки не у всех есть возможность это сделать.
Также на мой взгляд существует проблема профориентации старшеклассников. Особенно это касается выбора вуза, потому что нет доступного источника информации, с помощью которого старшеклассники могли бы выяснить, в каких вузах можно получить то или иное образование, какие нужно сдавать вступительные экзамены… Более того, многие боятся идти в вузы где не учились инвалиды по зрению потому, что не хотят сталкиваться с проблемами при подаче документов и обучении. Сейчас в Москве огромное количество высших учебных заведений, а те, в которых учатся инвалиды, можно пересчитать по пальцам.
Почти каждый абитуриент-инвалид при подаче документов сталкивается с проблемой, возникающей из-за формулировки в справке ВТЭК, которая, как правило, выглядит так: «может обучаться в специально созданных условиях». Часто у приемных комиссий возникает вопрос о том, что такое эти специально созданные условия. Эта формулировка расшифрована в приказе министерства здравоохранения РФ N 30 и постановлении министерства труда и социального развития РФ от 29 января 1997 г. N 1 «Об утверждении классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы», где сказано, что специально созданные условия трудовой, бытовой и общественной деятельности - специфические санитарно-гигиенические, организационные, технические, технологические, правовые, экономические, микросоциальные факторы, позволяющие инвалиду осуществлять трудовую, бытовую и общественную деятельность в соответствии с его реабилитационным потенциалом.
В этом году мой брат Котов Вячеслав (инвалид второй группы по зрению) столкнулся с проблемой во МСЭК, где ему заявили, что ему в связи с его заболеванием противопоказано работать на компьютере и, следовательно, он не может обучаться на экономическом факультете. Об этом обещали проинформировать администрацию его учебного заведения.
Возможные способы решения проблем
Для преодоления вышеописанных проблем было бы целесообразно создать центр помощи абитуриентам и студентам, инвалидам по зрению. Его деятельность будет заключаться в следующем:
1) предоставление технической помощи: начитка книг, предоставление звуковых программ, и других спецсредств. В тех вузах, где учатся инвалиды, можно было бы оборудовать несколько специализированных компьютерных рабочих мест, адаптированных для студентов с проблемами зрения.
2) установление контактов с вузами, разъяснение прав и возможностей инвалидов. Это могло бы уменьшить количество отказов в приеме документов.
3) помощь при сдаче вступительных экзаменов: достижение договоренности с приемной комиссией о предоставлении помощи, печать экзаменационных заданий по брайлю, помощь при проверке письменных работ.
4) проведение семинаров для старшеклассников, где бы им разъяснялись их права при поступлении и обучении, а также проведение информационных профориентационных семинаров, на которых ребята смогли бы узнать, где можно получить то или иное образование, какие существуют подготовительные курсы. На таких семинарах можно было бы знакомить старшеклассников с ситуацией на рынке труда, с недостатками и преимуществами того или иного образования.
5) проведение индивидуального консультирования по вопросам выбора вуза. Предоставление других информационных услуг. Можно было бы создать информационную базу данных.
6) защита прав абитуриентов и студентов-инвалидов.
7) проведение различных обучающих программ: работа на компьютере, умение пользоваться Интернетом. Можно обучать старшеклассников коммуникативным навыкам, проводить тренинги, которые помогли бы им легче адаптироваться к новой обстановке.
8) работа, связанная с изменением общественного мнения по отношению к образованию инвалидов, работа с преподавателями, может быть привлечение СМИ. Это необходимо для того, чтобы и абитуриенты, и студенты не сталкивались с тем, что приходится объяснять многим преподавателям, зачем и как учатся инвалиды по зрению.
Почему я считаю необходимым создание такого центра?
Безусловно многие, сталкиваясь с выше указанными проблемами, пытаются их решить каждый своим способом, однако иногда это не удается, и ребята идут в другие вузы, где учатся их знакомые инвалиды, а это дискриминация, каждый должен учиться там, где хочет. Некоторые обращаются за помощью в организации инвалидов, некоторые даже в правозащитные организации, но это не всегда эффективно, к тому же не так много абитуриентов способны выдержать напор борьбы за свои права. В данном случае действия организации, непосредственно занимающейся проблемами, связанными с получением образования, были бы эффективнее, абитуриенты всегда знали бы, к кому обращаться в случае возникновения проблем, центр мог бы установить связь с приемными комиссиями сразу после выбора абитуриентом учебного заведения и факультета, еще до подачи документов и предотвратить проблемы, связанные с этим. Можно было бы курировать каждого абитуриента и пытаться помочь избежать проблем, для того, чтобы они смогли сосредоточиться на подготовке к экзаменам. Более организованно должна решаться и проблема обеспечения литературой, сейчас книги начитывают в библиотеке и в первичной организации РИТ, однако этого явно не достаточно. На базе такого центра можно было бы создать электронную библиотеку, много книг сейчас можно найти в Интернете, можно было бы заключать договоры с издательствами о предоставлении ими книг на электронных носителях, сейчас у многих студентов есть отсканированные книги, можно было бы собрать их. На базе такого центра можно организовать печать книг по брайлю малым количеством экземпляров. Нужен единый источник информации, которым и мог бы стать такой центр. Безусловно какая-то часть проблем решается организациями, например, РИТ, однако сил даже такой организации недостаточно для преодоления всех трудностей. А все эти проблемы важны и требуют скорейшего решения.
Если не удастся добиться создания такого центра, можно было бы использовать удачный опыт Нижнего Новгорода и создать подобные центры при высших учебных заведениях, в которых учится наибольшее количество инвалидов (социальный университет, МГУ, МГПУ). Тем более, что переговоры об этом уже велись, в частности, с МГУ. Либо можно было бы договориться с другими организациями инвалидов и создать центр, занимающийся не только проблемами абитуриентов и студентов-инвалидов по зрению, но и людей с другими видами инвалидности.
Безусловно, можно сказать, что наличие всех этих проблем компенсируется тем, что инвалиды имеют значительные льготы при поступлении. На мой взгляд, существование данных льгот нецелесообразно, если не вредно. Инвалидам предоставляется возможность поступления в высшие учебные заведения вне конкурса, потому что их относят к категории, нуждающейся в повышенной социальной защите. Было бы справедливее, если бы социальная защита проявлялась в решении выше указанных проблем, а не в предоставлении льгот. Это было бы значительным шагом к интеграции инвалидов в жизнь общества.