[Главная страница][Тезисы конференции]
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ ПО ЗРЕНИЮ
Котов В.Ю., студент 1-го курса экономического факультета
Государственного университета - Высшая Школа Экономики,
Москва
Сегодня в России происходит достаточно динамичный подъем в сфере предоставления образовательных услуг, который, в частности, мне хотелось бы рассмотреть в контексте экономического образования. В 90-х годах все мы имели прекрасную возможность наблюдать за появлением многочисленных коммерческих экономических вузов, а также образованием факультетов экономики в практически каждом университете или институте. Однако в течение последних лет и по сей день происходят не количественные, а качественные изменения в данной сфере.Сегодня Российскими специалистами разрабатывается большое количество учебных программ, появляется много новой специализированной литературы, увеличивается количество преподаваемых спецкурсов в рамках экономической науки. И все это проходит «тестирование» на сегодняшних студентах.
Что касается инвалидов по зрению, то, по моему мнению, ситуация остается очень сложной. Как это ни печально, следует признать, что для получения экономического образования инвалидам по зрению на сегодняшний день условия практически не созданы.
Первая проблема связана с отсутствием современной учебной литературы, приспособленной для инвалидов по зрению. Существует огромное количество различных учебников и пособий, и каждый отдельный университет использует наиболее приглянувшеюся ему литературу. Также стоит отметить, что в некоторых вузах преподавание ведется по иностранным учебникам, которые в большинстве случаев предоставляются по программам, например, Европейского Союза, которые не предусматривают предоставление литературы для инвалидов по зрению. Еще одна существенная деталь. Изучение экономической теории ведется в течение нескольких лет, и на младших курсах материал подается с большим количеством графиков, таблиц и диаграмм. Проблема эта является менее существенной на старших курсах, так как вместо графиков используется математический аппарат. Таким образом, особенно на начальной стадии обучения, инвалидам по зрению приходится сталкиваться с проблемой отсутствия доступных материалов.
Вторая существенная проблема связана, по моему мнению, с отсутствием утвердившихся и проверенных учебных программ, и часто преподаватели не совсем представляют, в какой форме преподнести материал аудитории, и попросту не могут думать о проблемах инвалидов по зрению.
Все эти проблемы на сегодняшний день кажутся не столь актуальными. Но, учитывая растущую популярность экономического образования, можно предположить, что актуальными они станут в очень близком будущем.
По моему мнению, для решения вышеизложенных проблем следует провести следующие действия:1. Обеспечить инвалидам по зрению доступ к современной экономической литературе. Много литературы расположено для свободного доступа в сети Интернет или в электронных библиотеках. Однако основные учебники и пособия в Интернете найти не удастся. Следовательно, необходимо предпринять попытку заключить договора с ведущими российскими издательствами, выпускающими экономическую литературу. Такими как: «Инфра-М», «Наука», «Норма» и др. По моему мнению, наиболее рационально было бы предоставлять литературу в электронном виде и выпускать учебные пособия с основными иллюстрациями и графиками. В конечном итоге нужно создать единый центр, доступный всем желающим, где можно было бы получить необходимую литературу или конкретную информацию, где эту литературу можно найти. Также этот центр должен при необходимости распечатывать или начитывать на магнитную ленту литературу при возникшей необходимости.
2. Постараться обеспечить предоставление через программу ТАСИС (именно по этой программе вузам предоставляются оригинальные учебники) учебников для инвалидов по зрению или электронные версии учебников.
3. Провести работу с конкретными вузами. В настоящий момент возникают ситуации, когда вузы просто отказывают инвалидам по зрению или просто «боятся» их. Необходимо провести семинары для преподавателей по проблемам обучения инвалидов по зрению.
Естественно, все перечисленное требует весьма существенных средств и инициативы по поиску инвестиций. Быть может, было бы более рационально создать такой центр не только в сфере экономического образования. Вышеизложенные проблемы существуют и на многих других направлениях обучения. Необходимость принятия оперативных мер очевидна, и надо надеяться, что меры эти будут приняты в ближайшем будущем. Пока же, приходится рассчитывать только на свои собственные возможности.