[Главная страница][Тезисы конференции]
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ
Бацева З.И., ведущий специалист отдела специальных и оздоровительных
образовательных учреждений Министерства общего и
профессионального образования,
Москва
В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 процента от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям. Из них в 96 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 3-4 видов обучается 13159 детей с нарушениями зрения, более чем в 300 дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с косоглазием и амблиопией лечиться, обучается, воспитывается около 4000 детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, для детей с нарушениями зрения открываются специальные классы в общеобразовательных учреждениях. Проблема получения образования инвалидами в современной России является одной из наиболее актуальных проблем нашего времени. Не имея образования, инвалид не только не может участвовать в общественной жизни, но и зарабатывать себе на пропитание. Общеизвестно, что пенсия, назначаемая государством по инвалидности, гораздо меньше прожиточного минимума. Более того, государством на законодательном уровне установлено, что инвалид детства не имеющий трудового стажа, полу-чает минимальную пенсию. Поэтому этих людей содержат их родные и близкие, а если их нет, - они вынуждены идти в учреждения для инвалидов. Повысить размер получаемой пенсии инвалид может при наличии трудового стажа, что нередко и делают инвалиды третьей «трудоспособной» группы. Но и инвалиды первой и второй групп, традиционно считающиеся «нетрудоспособными», хотят использовать эту возможность. При этом многие из них могут выполнять определенную работу и получать за ее выполнение заработную плату. Для того, чтобы найти себе работу и быть конкурентоспособным на рынке труда, инвалид должен получить образование, начиная со среднего школьного. Поэтому получение образования инвалидом играет важную роль в его жизни. В свою очередь основополагающую роль играет именно школьное образование.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии особая роль отводится профориентационной работе. Система профессиональной ориентации школьников перестраивается, находя новые пути обеспечения выпускников работой в современных рыночных условиях, осваивая обучение по востребованным на рынке труда специальностям: массажист, рабочий типографии, программист, рабочий подворья, флорист, работник закрытого грунта, сантехник, настройщик музыкальных инструментов, музыкальный работник и др. Этому способствуют новые модели специальных (коррекционных) образовательных учреждений, сочетающие в себе не только образовательные структуры, но и реабилитационные цеха, в которых могут работать по полученной в школе специальности выпускники.
Но все ли специальные (коррекционные) образовательные учреждения включились в процесс обновления. Главной задачей школы является не передача знаний учащимся, а научить их адаптироваться в обществе и выжить в переходное время. А для выживания есть одно только средство-труд. Как пишет доктор психологических наук Л. И. Плаксина: «В основе концепции современной школы должна быть практикоориентированность. Педагог такой школы знает, для чего, например, нужна в жизни математика, а также что пригодиться ребенку, который способен идти только на своем, специфически очень, может быть, богатом уровне, но без высшей математики. Девизом новой школы, пожалуй, можно было бы назвать новый быт, новый труд, новый образ жизни, новая учеба. Мы с вами настолько перестали радоваться дару жизни, что, в сущности, и не знаем, что такое радоваться себе». Труд-это главное лекарство для тела и души.
Одной из самых важных задач специальной школы является социальная адаптация и интеграция в общество детей с нарушениями зрения. И решение этой задачи невозможно без организации системы профориентационной работы в школе, которая включает в себя мероприятия педагогического, психологического и медико-биологического плана. Целью данной системы является формирование способности учащихся выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям, функциональным возможностям и запросам рынка труда.
Профориентационная работа должна иметь следующие направления:
Профессиональное просвещение, которое имеет цель познакомить обучающихся с профессиями и отраслями народного хозяйства, сформировать банк данных о профессиях, доступных для выпускников с нарушением зрения. Сложным и ответственным является и такой аспект профориентации - воспитание способностей, формирование и учет профессиональных интересов.
Профдиагностика - актуализирует полученные знания и представления о различных сферах проф. деятельности; формирует профессиональные умения и представление о себе как субъекте проф. деятельности.
Профконсультация - оценка адекватности избираемой профессии своим индивидуальным особенностям.
Профотбор - клинико-трудовой прогноз, определить конкретную область применения профессиональных знаний и умений.
Профессиональная адаптация - начальная ступень овладения навыками выбранной профессии, совершенствование социальной адаптации лиц с наруше-ниями зрения, возможности компенсации дефекта.
В процессе обучения должны целенаправленно формироваться и учитываться уже сложившиеся интересы учащихся, чему не уделяется достаточного внимания в школе.
Каждая возрастная ступень имеет свою форму организации и содержание деятельности. Если правильно построена профориентационная работа в школе, то должна выстроиться система профессионального непрерывного обучения «Школа-колледж-ВУЗ» самыми распространенными видами профессий среди незрячих и слабовидящих выпускников школ являются социальные работники, массажисты, музыкальные работники, преподаватели, рабочие учебно-производственных предприятий ВОС, а в последнее время программисты и операторы.
В настоящее время в учебный план специальной школы внедряются новые дисциплины. Незрячие обучающиеся получили возможность изучать новый предмет «Информатика и вычислительная техника», приобретать навыки пользования диктофоном, калькулятором с речевым выводом и брайлевской строкой, компьютером, оснащенным синтезатором речи, брайлевским дисплеем, а также программами для увеличения текста на мониторе. Эти навыки необходимы не только для получения специальностей программиста и оператора, но и для успешного обучения в средних и высших образовательных учреждениях.
Уже несколько лет в специальных школах России появилось новейшее компьютерное оборудование. То, что на компьютере может работать незрячий человек, знают далеко не все. Но многие слепые ученики, студенты осваивают или уже освоили брайлевские дисплеи, брайлевские принтеры, они свободно вносят в компьютер свои брайлевские конспекты, сделанные на уроке или создают новые тексты. Необходимо, чтобы в школах было больше специальных персональных компьютеров к которым учителя и учащиеся имели бы свободный доступ.
13 разделом (образование) 22-й статьи Федерального закона «О Федеральном бюджете», предусмотрено финансирование программы выпуска литературы для слепых и внедрения инновационных средств информационного обеспечения инвалидов по зрению. Данная программа помогает обеспечить специальные школы учебниками по Брайлю, говорящими книгами для внеклассного чтения, рельефно-графическими пособиями, компьютерами и принтерами, издавать журнал «Школьный вестник» и многое другое.
Для сохранения преемственности между школой и ВУЗом создаются тифлоинформационные компьютерные центры. Так в Нижнем Новгороде, где более десяти незрячих студентов, при Государственном университете им. Лобачевского создан такой Центр. В Санкт-Петербурге (около 100 незрячих студентов) - при педагогическом университете им. А.И.Герцена, в Екатеринбурге (более 50 студентов с нарушением зрения) - при Уральском педагогическом университете, в Новосибирске (около 50 студентов с нарушением зрения)- при областной библиотеке для незрячих.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях еще очень недостаточно работает тифлопедагогов. До недавнего времени их готовил только Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. В настоящий момент к подготовке тифлопедагогов подключились и другие высшие и средние учебные заведения.
Подростки и молодежь с особыми образовательными потребностями имеют возможность для продолжения обучения в учреждениях.