[Главная страница][Тезисы конференции]
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
Генкина С.Г., зав. кабинетом по работе с детьми, имеющими нарушение зрения ГМПМПК,
С.-Петербург
Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смысла выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Говоря о трудовом обучении, профориентации и последующем трудоустройстве учащихся с нарушением зрения с медико - биологических позиций, следует отметить, что они должны соответствовать их функциональным возможностям, не оказывать отрицательного влияния на состояние здоровья и исключать воздействие противопоказанных факторов. При этом необходимо учитывать характер и время заболевания органа зрения, сохранность зрительных функций, наличие сопутствующих заболеваний. Из этого следует, что клинический статус и функциональные возможности учащихся с нарушением зрения должны соответствовать требованиям, предъявляемым характером и условиями трудового обучения и последующего трудоустройства. Наряду с медицинскими факторами должны учитываться и психофизические, требующие изменения учебного режима, рационального сочетания труда и отдыха с учетом зрительной работоспособности, нервно - психического и эмоционального напряжения, общесоматического состояния.
Сегодня нужны новые подходы к формированию личностных качеств молодого человека: ориентация на практическую подготовку к самостоятельной жизни, развитие реального представления об общественном престиже общеобразовательных и профессиональных знаний, их значения для самоопределения и самоутверждения в условиях конкурентности.
Нужна принципиально новая система трудоустройства молодежи, отвечающая требованиям рынка труда, основанная на таких принципах:
направленность на конкретного учащегося, на его устремления и интересы, реализацию свободы выбора и получения профессии;
включение инвалидов по зрению в трудовую деятельность на основе единой государственной политики;
обеспечение каждому индивиду комплекса услуг по профессиональной информации, профессиональному обучению;
оперативность и адекватность реакции на меняющуюся конъюктуру рынка.
Сотрудниками нашего кабинета был проведен опрос, позволивший выявить характерные черты в предпочтениях и ориентации выпускников школ слепых и слабовидящих.
При опросе были обнаружены устойчивые тенденции и явления в социально - профессиональной ориентации учащихся старших классов:
Возрастающее чувство тревоги за свое будущее;
Изменение признаков привлекательности будущей работы: перенос акцента с качественных характеристик и содержания труда на уровень и характер оплаты и социальные преимущества работы;
Сохранение приоритета за учебой в ВУЗе в качестве способа выхождения в самостоятельную жизнь.
Если раньше основными задачами педагогов и психологов в этом направлении являлись подготовка их к труду на государственных предприятиях по различным профессиям, то сейчас поставлены иные акценты.
1.Создать условия для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.
2.Подготовка слепых и слабовидящих детей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда..
3.Развитие у них предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности.
4.Формирование у выпускников школ слепых и слабовидящих профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности и сочетанием с профессиональной мобильностью.
5.Создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе и включение их в реальные производственно - экономические отношения.
6.Воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью.