[Главная страница][Тезисы конференции]
ЗНАЧЕНИЕ УРОКОВ ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Венедиктова М.В., учитель-дефектолог по пространственной ориентировке
Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для незрячих, слабовидящих и поздноослепших детей,
Н.Новгород.
"Чем лучше слепой ориентируется, тем меньше он слеп"
Биллей.
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания слепых детей была и остается проблема ориентировки в пространстве. Решать эту проблему надо в период школьного обучения. Социальная адаптация без знаний и умений по пространственной ориентировке ничего не значит.
Ориентировка в пространстве - одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации школьников с нарушением зрения. Успешность интеграции человека с нарушением зрения во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улице, в общественном транспорте, в умении общаться с окружающими его людьми.
Между тем, недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у детей о нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. До введения специального предмета по пространственной ориентировке учащиеся нашей школы испытывали большие трудности, если хотели продолжать дальнейшее обучение в ВУЗЕ, техникуме и т.д. Так как большинство из них могли посещать занятия при условии, если их кто-то туда отвозил и привозил. Неумение ориентироваться в пространстве ведет к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности детей с глубоким нарушением зрения продолжать обучение, общаться с друзьями и с внешним миром вообще. Таким образом, не имея навыков ориентироваться в пространстве нарушается нормальная полноценная связь между слепыми и окружающей средой. Последнее может выразиться в своеобразии проявления эмоциональных адаптационно-поведенческих реакций, коммуникативных отношений, познавательной и двигательной деятельности. Неудовлетворенная потребность в познании отрицательно влияет на психическое и физическое состояние таких детей. Они часто теряют интерес к учебе, самосовершенствованию, становятся безучастными к окружающим событиям, проявляют двигательную пассивность. Пространственная ориентировка слепых - проблема и психологическая, и педагогическая. Актуальность этой проблемы заключается и в том, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для слепых ребят. Потеря независимости при передвижении - самая большая потеря из всех потерь слепого ребенка в психологическом плане. Именно через потерю самостоятельности при передвижении наши ребята начинают чувствовать свой дефект. Несмотря на очевидную значимость для слепых детей приобретения ими знаний, умений и навыков ориентировки в пространстве, данный предмет почти во всех школах до недавнего времени находился в роли пасынка.
Многочисленные исследования (Л.И.Солнцева, Е.Б.Островская, В.А.Кручинин, Л.И.Плаксина, В.С.Сверлов, Л.А.Семенов, Н.Г.Хопренинова и др.) показали, что дети с нарушениями зрения (особенно с глубокими) спонтанно, самостоятельно не могут овладевать навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
В нашей школе, благодаря пониманию значимости этой проблемы, администрация добилась специальных часов для уроков по пространственной ориентировке еще пять лет назад. Отрадно отметить, что сегодняшний базисный план специальной общеобразовательной школы включает коррекционный курс пространственной ориентировки с 1-го по 12 классы. Для начальной школы Санкт-Петербургской кафедрой была разработана программа по ориентировке, которую мы используем в работе.
Используя материал, накопленный Санкт-Петербургской, Московской, Нижегородской кафедрами, института социальной реабилитации в Волоколамске, научные публикации по этой проблеме и свой двенадцатилетний опыт работы со слепыми ребятами, мы разработали и адаптировали программу по ориентировке для среднего и старшего звена. Цель программы - формирование навыков, позволяющих слепым свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в любой обстановке. Программа построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема и усложнение содержания материала в каждом классе с учетом индивидуальных особенностей детей. Программа включает содержание теоретических сведений и практических знаний. В соответствии с выделенными задачами программа включает в себя следующие разделы:
1 раздел "Вводный раздел" (Значение пространственной ориентировки в жизни незрячих, ее роль в социальной реабилитации, обосновываются возможности и условия самостоятельной ориентировки слепых и т.д.)
2 раздел "Ориентировка слепых в зданиях и помещениях" Он в себя включает правила самостоятельного передвижения слепых в зданиях и помещениях, приемы работы с тростью, приемы обследования зданий и помещений, приемы обследования предметов находящихся в помещениях; ориентировку учащихся в зданиях и помещениях, ориентировку в быту, свободную ориентировку в помещениях и т.д.
3 раздел "Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке слепых" - это изучение видов транспорта, ориентировка и работа тростью при посадке в транспорт, при подходе к транспорту, при выходе с транспорта (с учетом времен года), изучение маршрута городского транспорта, особенности ориентировки в метро; изучение маршрутов до дома учащихся, особенности ориентировки слепых на железнодорожных платформах и в поездах и т.п.
4 и 5 разделы "Ориентировка слепых в городе" и "Дальнейшее расширение навыков пространственной ориентировки слепых в различной обстановке". Содержание этих разделов включает в себя следующее формирование представлений о городе, правила самостоятельного передвижения по городу; приемы обследования города, правила перехода через дороги; виды перекрестков, особенности ориентировки в разное время года; ориентировка в парке, сквере, у водоемов, в селе, в лесу, на лугу и т.д; развитие навыков ориентировки по типу "карта - путь" и "карта-обозрение", определение своего местоположения в городе; самостоятельное возвращение из незнакомой части города; изучение комбинированных маршрутов и т.д.
6 раздел "Использование остаточного зрения при ориентировке в пространстве".
7 раздел "Психологическая подготовка учащихся при ориентировке в пространстве" - очень важный раздел - это и общение со зрячими при прохождении маршрута, проработка различных ситуаций и т.п.
Психологический анализ /Л.И.Солнцева, З.А.Кручинин, В.А. Феоктистова/ особенностей ориентирования слепых детей показал, что формирование свободной ориентации и мобильности требует специальной работы, включающей создание психологической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Она охватывает такие моменты, как расширение знаний и представлений об окружающем мире, свойствах и качествах объектов, в которых детям приходится ориентироваться и двигаться: умение выделять и воспринимать различные свойства объектов в качестве ориентировки, т.е. развитие познавательной деятельности с акцентом на выделение ориентировки, воспринимаемых как сохранными, так и нарушенными анализаторами. Объем памяти и подвижности мнемических процессов, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в процессе ориентировки в пространстве. Таким образом, психологическая подготовка слепого и овладению навыками ориентировки в пространстве является существенной и неотъемлемой частью итого вида деятельности.
Формирование пространственного образа, пространственных представлений и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения является главной задачей уроков по ориентировке в пространстве. Отечественные дефектологи отмечали важность формирования пространственного образа и предметных представлений /Моргулис, Наумов, Калугин, Солнцева, Кручинин др./ На основе диссертации Никольской Т.Н. и практической работы Нижегородской областной школы-интерната была разработана модель формирования пространственного образа для детей с нарушением зрения. Создание адекватного, полного, четкого, динамического образа является необходимым условием, обеспечивающим познание окружающего мира и формирование ориентировочной деятельности у незрячих учащихся. Чтобы сформировать у слепых детей такой пространственный образ, необходимо в процессе обучения ориентированию использовать эффективные формы и методы обучения; сочетание словесных методов обучения с наглядными и практической ориентировкой слепых в пространстве. В основу теоретической модели формирования пространственного образа положен диалектический принцип познания от общего к частному и от частного к общему. Эта модель имеет три этапа. Каждый этап направлен на формирование психологических качеств, определяющих эффективность решения поставленной цели, конкретных задач с использованием системы средств наглядности, методов и форм их использования. Каждый из этапов включает различные уровни психического отражения при формировании пространственного образа. Это сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный. Критерием оценки результата каждого этапа по формированию пространственного образа являются следующие характеристики: устойчивость, полнота, динамичность, адекватность, дифференцированность, яркость. На каждом этапе первоначально образ должен создаваться при опосредовано-чувственном восприятии. Для этого должна использоваться изобразительная наглядность и вербальные средства. Занятия по созданию опосредовано - чувственного восприятия маршрута проводятся в кабинете. Затем, этот образ дополняется непосредственно-чувственным восприятием. Здесь используются натуральные средства наглядности и технические /трость/. Целью первого этапа является формирование первичного пространственного образа маршрута. Решаются следующие задачи: создание общего представления /образа/ о расположении маршрута на местности, определение точки отсчета, создание конфигурации маршрута; создание пространственного образа об относительной длине отрезков, составляющих маршрут.
Целью второго этапа является создание расчлененного пространственного образа. Количество задач второго этапа зависит от сложности этапа. Создается пространственный образ 1-го, 2-го и других участков.
На третьем этапе формируется целостный, адекватный пространственный образ. Здесь идет соединение пространственного образа 1-го участка маршрута со 2-м, далее - с 3-им и т.д.
В результате формирующего процесса достигается устойчивость, полнота, адекватность, подвижностъ и яркость пространственного образа. После проведения уроков по данной системе возрастает точность формирования пространственного образа, учащиеся используют рациональные приемы при изучении маршрута (обследуют маршрут в целом наполняют его соответствующими деталями, четко выделяют отличительные признаки маршрута) воспроизводят маршрут в виде геометрических фигур, воспроизводят на приборе и находят точки отсчета, анализируют трудные участки, обобщают, сравнивают, переносят свои знания на незнакомые маршруты. Воспроизведение пространственного образа на рельефно-графической основе говорит о росте пространственного мышления, т.к. оно предполагает рост и развитие образного и теоретического мышления у учащихся.
Изучение результатов точности формирования пространственного образа у незрячих детей показали, что процесс усвоения программного материала у них различен. Это еще раз подтверждает, что индивидуальные особенности пространственного восприятия имеют устойчивую природу.
Таким образом, за основу обучения пространственной ориентации берется программа по пространственной ориентировке и научно-обоснованная модель формирования пространственного образа. В представленной ниже таблице приведены некоторые результаты работы по пространственной ориентировке за последние годы и анализ сформированности знаний, умений и навыков ориентировки в пространстве у выпускников, начиная с 1995-2000 года. В таблице уровень ориентации делится на три ступени: 1-ая ступень: навыки соответствуют минимальному уровню пространственной ориентации, 2-ая ступень - слепой должен самостоятельно ориентироваться в открытом пространстве, на улицах и маршрутах повседневной необходимости, находить наиболее удобные и доступные ориентиры. 3-я ступень предполагает максимальное использование возможностей слепых /свободная ориентация на любом маршруте, транспорте, в естественной среде/ без участия или при минимальной помощи зрячих.
Адаптивность на стрессовые ситуации делиться на: высокую, среднюю, низкую. Степень общительности с незнакомыми людьми делится на высокую, среднюю и низкую активность.
Таким образом, из таблицы видно, что все выпускники с глубоким нарушением зрения (острота зрения которых: счет пальцев) благодаря коррекционным занятиям по пространственной ориентировке достигли высокого уровня ориентации в пространстве, могут совершать поездки в незнакомые города, свободно общаться со зрячими людьми, ориентироваться в различной обстановке, самостоятельно обследовать и изучать новые пешеходные и комбинированные маршруты различной сложности, свободно пользоваться топографическими представлениями типа "карта-обозрение".