[Главная страница][Тезисы конференции]

ЗНАЧЕНИЕ УРОКОВ ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Венедиктова М.В., учитель-дефектолог по пространственной ориентировке

Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для незрячих, слабовидящих и поздноослепших детей,

Н.Новгород.

"Чем лучше слепой ориентируется, тем меньше он слеп"

Биллей.

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспита­ния слепых детей была и остается проблема ориентировки в про­странстве. Решать эту проблему надо в период школьного обучения. Социальная адаптация без знаний и умений по пространственной ориентировке ничего не значит.

Ориентировка в пространстве - одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации школьников с на­рушением зрения. Успешность интеграции человека с нарушением зрения во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улице, в общественном транспорте, в умении общаться с окружающими его людьми.

Между тем, недостатки в развитии пространственной ориен­тировки, имеющиеся у детей о нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. До введения специального предмета по пространствен­ной ориентировке учащиеся нашей школы испытывали большие труд­ности, если хотели продолжать дальнейшее обучение в ВУЗЕ, тех­никуме и т.д. Так как большинство из них могли посещать занятия при условии, если их кто-то туда отвозил и привозил. Неумение ориентироваться в пространстве ведет к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности детей с глубоким нарушением зрения продолжать обучение, общаться с друзьями и с внешним миром вообще. Таким образом, не имея навыков ориентироваться в пространстве нарушается нормальная полноценная связь между слепыми и окружающей средой. Последнее может выразиться в своеобразии проявления эмоциональных адаптационно-поведенческих реакций, коммуникативных отношений, познавательной и двигательной деятельности. Неудовлетворенная потребность в познании отрица­тельно влияет на психическое и физическое состояние таких детей. Они часто теряют интерес к учебе, самосовершенствованию, стано­вятся безучастными к окружающим событиям, проявляют двигательную пассивность. Пространственная ориентировка слепых - проблема и психологическая, и педагогическая. Актуальность этой проблемы заключается и в том, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для слепых ребят. Потеря независи­мости при передвижении - самая большая потеря из всех потерь слепого ребенка в психологическом плане. Именно через потерю самостоятельности при передвижении наши ребята начинают чувствовать свой дефект. Несмотря на очевидную значимость для слепых детей приобретения ими знаний, умений и навыков ориентировки в про­странстве, данный предмет почти во всех школах до недавнего времени находился в роли пасынка.

Многочисленные исследования (Л.И.Солнцева, Е.Б.Островская, В.А.Кручинин, Л.И.Плаксина, В.С.Сверлов, Л.А.Семенов, Н.Г.Хопренинова и др.) показали, что дети с нарушениями зрения (особенно с глубокими) спонтанно, самостоятельно не могут овладевать на­выками пространственного ориентирования, а нуждаются в система­тическом целенаправленном обучении.

В нашей школе, благодаря пониманию значимости этой пробле­мы, администрация добилась специальных часов для уроков по прос­транственной ориентировке еще пять лет назад. Отрадно отметить, что сегодняшний базисный план специальной общеобразовательной школы включает коррекционный курс пространственной ориентировки с 1-го по 12 классы. Для начальной школы Санкт-Петербургской кафедрой была разработана программа по ориентировке, которую мы используем в работе.

Используя материал, накопленный Санкт-Петербургской, Мос­ковской, Нижегородской кафедрами, института социальной реабили­тации в Волоколамске, научные публикации по этой проблеме и свой двенадцатилетний опыт работы со слепыми ребятами, мы разработа­ли и адаптировали программу по ориентировке для среднего и старшего звена. Цель программы - формирование навыков, позволяющих слепым свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в лю­бой обстановке. Программа построена по концентрическому принци­пу, предполагающему увеличение объема и усложнение содержания материала в каждом классе с учетом индивидуальных особенностей детей. Программа включает содержание теоретических сведений и практических знаний. В соответствии с выделенными задачами программа включает в себя следующие разделы:

1 раздел "Вводный раздел" (Значение пространственной ориен­тировки в жизни незрячих, ее роль в социальной реабилитации, обосновываются возможности и условия самостоятельной ориенти­ровки слепых и т.д.)

2 раздел "Ориентировка слепых в зданиях и помещениях" Он в себя включает правила самостоятельного передвижения слепых в зданиях и помещениях, приемы работы с тростью, приемы обследо­вания зданий и помещений, приемы обследования предметов нахо­дящихся в помещениях; ориентировку учащихся в зданиях и помеще­ниях, ориентировку в быту, свободную ориентировку в помещениях и т.д.

3 раздел "Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке слепых" - это изучение видов транспорта, ориентировка и работа тростью при посадке в транспорт, при подходе к транспорту, при выходе с транспорта (с учетом времен года), изучение маршрута городского транспорта, особенности ориентировки в метро; изучение маршрутов до дома учащихся, особенности ориентировки слепых на же­лезнодорожных платформах и в поездах и т.п.

4 и 5 разделы "Ориентировка слепых в городе" и "Дальнейшее расширение навыков пространственной ориентировки слепых в различ­ной обстановке". Содержание этих разделов включает в себя следующее формирование представлений о городе, правила самостоятельного передвижения по городу; приемы обследования города, правила перехода через дороги; виды перекрестков, особенности ориентировки в разное время года; ориентировка в парке, сквере, у водоемов, в селе, в лесу, на лугу и т.д; развитие навыков ориентировки по типу "карта - путь" и "карта-обозрение", определение своего местоположения в городе; самостоятельное возвращение из незнакомой части города; изуче­ние комбинированных маршрутов и т.д.

6 раздел "Использование остаточного зрения при ориентировке в пространстве".

7 раздел "Психологическая подготовка учащихся при ориентировке в пространстве" - очень важный раздел - это и общение со зрячими при прохождении маршрута, проработка различных ситуаций и т.п.

Психологический анализ /Л.И.Солнцева, З.А.Кручинин, В.А. Феоктистова/ особенностей ориентирования слепых детей показал, что формирование свободной ориентации и мобильности требует спе­циальной работы, включающей создание психологической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Она охватывает такие моменты, как расширение знаний и представлений об окружа­ющем мире, свойствах и качествах объектов, в которых детям приходится ориентироваться и двигаться: умение выделять и воспри­нимать различные свойства объектов в качестве ориентировки, т.е. развитие познавательной деятельности с акцентом на выделение ориентировки, воспринимаемых как сохранными, так и нарушенными анализаторами. Объем памяти и подвижности мнемических процессов, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в процессе ориентировки в пространстве. Таким образом, психологическая подготовка слепого и овладению навыками ориенти­ровки в пространстве является существенной и неотъемлемой частью итого вида деятельности.

Формирование пространственного образа, пространственных представлений и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения является главной задачей уроков по ориентировке в прост­ранстве. Отечественные дефектологи отмечали важность формирова­ния пространственного образа и предметных представлений /Моргулис, Наумов, Калугин, Солнцева, Кручинин др./ На основе диссертации Никольской Т.Н. и практической работы Нижегородской област­ной школы-интерната была разработана модель формирования пространственного образа для детей с нарушением зрения. Создание адекват­ного, полного, четкого, динамического образа является необходи­мым условием, обеспечивающим познание окружающего мира и формиро­вание ориентировочной деятельности у незрячих учащихся. Чтобы сформировать у слепых детей такой пространственный образ, необходимо в процессе обучения ориентированию использовать эффективные формы и методы обучения; сочетание словесных мето­дов обучения с наглядными и практической ориентировкой слепых в пространстве. В основу теоретической модели формирования пространственного образа положен диалектический принцип познания от общего к частному и от частного к общему. Эта модель имеет три этапа. Каждый этап направлен на формирование психологических качеств, определяющих эффективность решения поставленной цели, конкретных задач с использованием системы средств наглядности, методов и форм их использования. Каждый из этапов включает различ­ные уровни психического отражения при формировании пространствен­ного образа. Это сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный. Критерием оценки результата каждого этапа по форми­рованию пространственного образа являются следующие характеристи­ки: устойчивость, полнота, динамичность, адекватность, дифференцированность, яркость. На каждом этапе первоначально образ должен создаваться при опосредовано-чувственном восприятии. Для этого должна использоваться изобразительная наглядность и вербальные средства. Занятия по созданию опосредовано - чувственного воспри­ятия маршрута проводятся в кабинете. Затем, этот образ дополняется непосредственно-чувственным восприятием. Здесь используются нату­ральные средства наглядности и технические /трость/. Целью первого этапа является формирование первичного пространствен­ного образа маршрута. Решаются следующие задачи: создание общего представления /образа/ о расположении маршрута на местности, определение точки отсчета, создание конфигурации маршрута; созда­ние пространственного образа об относительной длине отрезков, составляющих маршрут.

Целью второго этапа является создание расчлененного простран­ственного образа. Количество задач второго этапа зависит от слож­ности этапа. Создается пространственный образ 1-го, 2-го и других участков.

На третьем этапе формируется целостный, адекватный простран­ственный образ. Здесь идет соединение пространственного образа 1-го участка маршрута со 2-м, далее - с 3-им и т.д.

В результате формирующего процесса достигается устойчивость, полнота, адекватность, подвижностъ и яркость пространственного образа. После проведения уроков по данной системе возрастает точ­ность формирования пространственного образа, учащиеся используют рациональные приемы при изучении маршрута (обследуют маршрут в целом наполняют его соответствующими деталями, четко выделяют отличитель­ные признаки маршрута) воспроизводят маршрут в виде геометрических фигур, воспроизводят на приборе и находят точки отсчета, анализируют трудные участки, обобщают, сравнивают, переносят свои знания на незнакомые маршруты. Воспроизведение пространственного образа на рельефно-графической основе говорит о росте пространственного мыш­ления, т.к. оно предполагает рост и развитие образного и теоретического мышления у учащихся.

Изучение результатов точности формирования пространственного образа у незрячих детей показали, что процесс усвоения программного материала у них различен. Это еще раз подтверждает, что индивидуальные особенности пространственного восприятия имеют устойчивую природу.

Таким образом, за основу обучения пространственной ориентации берется программа по пространственной ориентировке и научно-обосно­ванная модель формирования пространственного образа. В представлен­ной ниже таблице приведены некоторые результаты работы по простран­ственной ориентировке за последние годы и анализ сформированности знаний, умений и навыков ориентировки в пространстве у выпускников, начиная с 1995-2000 года. В таблице уровень ориентации делится на три ступени: 1-ая ступень: навыки соответствуют минимальному уров­ню пространственной ориентации, 2-ая ступень - слепой должен самос­тоятельно ориентироваться в открытом пространстве, на улицах и маршрутах повседневной необходимости, находить наиболее удобные и доступные ориентиры. 3-я ступень предполагает максимальное использование возможностей слепых /свободная ориентация на любом маршруте, тран­спорте, в естественной среде/ без участия или при минимальной помощи зрячих.

Адаптивность на стрессовые ситуации делиться на: высокую, среднюю, низкую. Степень общительности с незнакомыми людьми де­лится на высокую, среднюю и низкую активность.

Таким образом, из таблицы видно, что все выпускники с глу­боким нарушением зрения (острота зрения которых: счет пальцев) благодаря коррекционным занятиям по пространственной ориентировке достигли высокого уровня ориентации в пространстве, могут совершать поездки в незнакомые города, свободно общаться со зря­чими людьми, ориентироваться в различной обстановке, самостоятель­но обследовать и изучать новые пешеходные и комбинированные мар­шруты различной сложности, свободно пользоваться топографически­ми представлениями типа "карта-обозрение".

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz