[Главная страница][Тезисы конференции]
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ
INTERNET ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НЕЗРЯЧИХЛапшин К.А., кандидат экономических наук, доцент Московской
сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева,
Москва
За последний год количество «регулярных» пользователей сети Internet в России увеличилось почти в 1,5 раза и достигло 3,5 млн. человек (данные агентства www.Monitoring.ru). Использование информационных технологий стало неотъемлемой частью образования в любой области знаний. Изучение современных информационных технологий определяет квалификацию и конкурентоспособность специалистов на рынке труда. Особую актуальность эта проблема приобретает для незрячих студентов и работников интеллектуального труда, квалификация которых часто напрямую зависит от уровня и скорости работы с информацией и компьютерной техникой.
Проблема изучения современных информационных технологий, таким образом, становится центральной в социальной адаптации незрячих. Для решения этой проблемы необходимо выполнение следующих задач:
- оснащение незрячих пользователей аппаратными и программными средств для звукового и рельефно-точечного восприятия информации, а также для восприятия графической информации в укрупнённом виде;
- разработка и предоставление незрячим пользователям учебно-методических материалов для повышения эффективности использования специфических методов восприятия информации;
- помощь в социальной адаптации специалистов в условиях российских экономических преобразований (трудоустройство, публикация печатных материалов, организация проведения семинаров, конференций , подобных сегодняшней, и т.д.)
Использование ресурсов сети Internet в настоящее время является, по нашему мнению, наиболее эффективным средством для решения данных задач. За последний год достигнуты значительные успехи в этом направлении. Существенно увеличилось количество ресурсов сети, предоставляющих информацию незрячим пользователям, расширилось их содержательное наполнение. Прежде всего, это касается сайта наиболее крупной общественной организации, представляющей интересы незрячих - Всероссийского Общества Слепых <http://www.vos.org.ru/>. Еще год назад этот сайт представлял лишь небольшую подборку информации общего характера о ВОС, а также краткие справки о предприятиях и некоторых организациях, входящих в структуру ВОС. Однако, с изменением концепции работы ВОС в Internet сайт начал быстрое развитие в направлении предоставления информации, имеющей реальную пользу для незрячих специалистов и студентов. На сайте размещена периодически обновляемая подборка материалов о программных средствах для озвучивания текстовой и укрупнения графической информации. При этом ряд программных средств распространяются свободно и пользователи могут получить их непосредственно с сайта ВОС. Большое внимание ВОС уделяет предоставлению информации о своих учебных и реабилитационных центрах, а также о различных семинарах и конференциях, проводимых Обществом, в том числе - по проблеме образования незрячих.
Ещё одним крупным ресурсом сети, предоставляющим информацию для образования и социальной адаптации незрячих специалистов является сайт клуба незрячих пользователей компьютерной техники «Интеграция <http://integr.hypermart.net/>». Данный сайт является первым крупным ресурсом в русскоязычном секторе Internet, посвященным этой проблеме. Главной особенностью этого сайта является наличие учебных материалов, с помощью которых незрячие пользователи могут осуществлять свое дистанционное образование непосредственно за компьютером. Данные материалы собраны в соответствующем разделе сайта «Дистанционное образование». Их тематика посвящена, главным образом, освоению технологий работы незрячих с различными компьютерными программами и операционными системами: Windows и Linux, Internet Explorer и Netscape Navigator, «Говорящей мышью» и Jaws, Word и Excel, различными почтовыми программами и работе с Internet через электронную почту. Однако, на сайте уже появляются первые учебные материалы, не относящиеся непосредственно к освоению работы с компьютером, например, по новой методике записи нот с помощью системы Брайля. Помимо раздела «Дистанционное образование» на сайте существует рубрика «Страница разработчика», с помощью которой незрячие пользователи могут обмениваться исходными кодами создаваемых ими программ и, таким образом, повышать свою квалификацию. Много внимания на сайте уделено и социальной адаптации незрячих. Несколько разделов: «Поиск работы», «Проекты и гранты», «Наши предложения», «Клуб знакомств» посвящены различным аспектам этой проблемы.
Не менее интересным ресурсом по проблеме образования и социальной адаптации незрячих является сайт Республиканской Государственной Библиотеки для Слепых <http://www.vos.org.ru/text_ver/rgbs/index.html>. В течение последнего года ежемесячно библиотека публикует на сайте списки новых поступлений «говорящих» книг и рельефно-точечной литературы, в том числе и по образовательной тематике. Кроме того, размещение на сайте информации о семинарах и конференциях, проводимых библиотекой, позволяет существенно расширять их аудиторию и привлекать ещё большее общественное внимание к проблемам социальной адаптации незрячих.
Достаточно значимым ресурсом, позволяющим осуществлять образование незрячих пользователей являются FTP-серверы, представляющие подборку соответствующих материалов: Новосибирской Областной Библиотеки для Слепых <ftp://ftp.spstream.nsk.su/>, Сергея Картавцева <ftp://ftp.reis.zp.ua/Win/Blind/> (г. Запорожье) и Андрея Стегницкого <ftp://gw.zurc.org/pub/felcons> (г. Львов). Эти серверы содержат большое количество информации, в том числе - свободно распространяемых программ и учебных пособий для незрячих.
По результатам обзора сетевых ресурсов можно сделать вывод о том, что за последний год в русскоязычном секторе Internet достигнуты существенные успехи в дистанционном образовании и социальной адаптации незрячих. Однако следует отметить, что в настоящее время это направление развития информационных технологий в России делает лишь свои первые шаги. Дальнейшая реализация данного направления предполагает использование возможностей информационных технологий в следующих аспектах:
- создание учебных курсов по разным дисциплинам для дистанционного образования незрячих;
- размещение информации о возможностях получения высшего и профессионального образования незрячими людьми и о перспективе работы специалистов различных профессий;
- расширение информационных ресурсов учебных и реабилитационных центров для незрячих;
- привлечение общественного внимания к проблемам образования и социальной адаптации незрячих.
Безусловно, работа по созданию и расширению информационных ресурсов, ориентированных для незрячих, будет продолжаться и интенсифицироваться. Хотелось бы надеяться, что результатом этой деятельности станет ещё более тесная интеграция незрячих людей в жизнь нашего общества и дальнейшее повышение квалификации и конкурентоспособности незрячих специалистов.