[Главная страница][Тезисы конференции]
РОЛЬ ОБЛАСТНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ НЕЗРЯЧИМИ ДЕТЬМИ ПРИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ
Руденский Б.Е., преподаватель компьютерного класса при тифлоинформационном центре в Орловской областной специальной библиотеке для слепых,
Орел
Так сложилось, что в Орловской области нет специальной школы-интерната для слепых детей. Есть только классы для слабовидящих детей в сельской массовой школе-интернате, которая никак не приспособлена для обучения детей с большим нарушением зрения. В этой ситуации учащимся приходится прибегать к нетрадиционным формам обучения. Под нетрадиционными формами обучения мы понимаем обучение детей в массовой школе и обучение на дому, когда преподаватель приходит к учащемуся на дом и занимается с ним индивидуально.
В конце 1997 года начал работу компьютерный класс в Орловской областной спецбиблиотеке для слепых. Начали мы работу на одном компьютере, позволявшем работать только в (MS DOS). Первыми нашими учениками были двое учащихся Школы-интерната, в которой имеются классы для слабовидящих детей. Эти ребята оказались пока самыми одарёнными учениками нашего класса. За полгода они освоили работу в (MS DOS) и могли самостоятельно работать на компьютере, а в некоторых случаях и быть моими помощниками.
Видя успехи наших учеников, мы решили предложить им перейти в близлежащие к месту их жительства массовые школы. Тем более, что как и в массовой школе, школа-интернат, где они обучались, не имела тифлопедагогов и не была никак приспособлена для обучения детей с сильной патологией зрения, а также всё равно они каждое утро приезжали в школу на занятия, а после занятий уезжали домой. Эта школа-интернат находится за чертой города и, чтобы добраться на занятие, ребятам приходилось тратить около часа в одну сторону, к тому же в пути ребятам приходилось делать пересадку.
Учитывая все эти обстоятельства: низкий уровень преподавания в школе-интернате из-за общего слабого фона учащихся, одарённость ребят и то, что они каждый день тратили на дорогу два часа, а также подвергали себя каждый день дорожным опасностям, нам показалось возможным предложить ребятам перейти в массовые школы. При переходе из 9-го класса в спецшколе в 10-й класс массовой школы Женя сдала экстерном программу 10-го класса спецшколы, что помогло ей сократить обучение в школе на год. Этот факт позволяет нам усомниться в правильности распределения программы обучения в спецшколах. Может быть не стоит разбивать программу 9-го класса на два года, а разбить программу 10-го и 11-го классов на три года с включением и профессионального обучения примерно, как в ПТУ?
Как показала жизнь, мы дали ребятам правильный совет: перейти в массовую школу. Успеваемость ребят ничуть не ухудшилась, а, вот, в плане общения они стали более уверенными и коммуникабельными. Например: Василий стал заниматься общественной деятельностью, он является заместителем председателя Орловского регионального атеистического общества. Женя, как была отличницей, так ею и закончила массовую школу. Она легко поступила в Орловское государственное музыкальное училище.
Итак, мы полагаем, что обучение детей с сильной патологией зрения в массовой школе вполне возможно, если ребёнок имеет способности и желание. В массовой школе ребёнок находится в обыкновенной жизненной ситуации, а не в тепличных условиях спецшколы-интерната, сильно отличающихся от настоящей жизни. Ещё одним положительным фактором обучения в массовой школе является постоянное нахождение учащегося дома, в кругу семьи, оставаясь в нормальной жизненной ситуации. А если ребёнок готовится к поступлению в ВУЗ, где нет специальных классов, то как не в массовой школе учащийся сможет пройти адаптацию и подготовку к обучению в ВУЗЕ. Конечно ребёнок должен быть сильным учеником, это ему поможет завоевать друзей и занять должное место в классе. Конечно, в массовой школе учитель не может уделить ученику столько внимания, сколько ученик получает в спецшколе, но этот недостаток учащийся должен компенсировать самообразованием, в чём как раз и должна помочь ему спецбиблиотека.
Ещё одной формой нетрадиционного образования является обучение на дому. В Орловской области так же есть примеры обучения незрячих детей на дому. Положительными факторами этой формы обучения являются: индивидуальная работа учителя с учеником, а это совсем не одно и то же, что в спецшколах, где у учителя от 6 до 17 человек в классе; нахождение учащегося дома со своими близкими; Такой учащийся не подвержен режимному напряжению школы-интерната, когда хочешь - не хочешь, а надо вставать в 7 часов и ложиться в половине десятого, да и спать в комнате, где рядом с тобой спят ещё 11 - 23 человека не каждому это может показаться комфортным. А если ребёнок имеет ещё сопутствующее заболевание, то бороться с ним лучше в домашних условиях.
Недостатком такого обучения является оторванность учащегося от коллектива сверстников и недостаточные коммуникативные навыки.
Как показывает практика, эта форма обучения так же имеет право на существование: двое ребят, получивших среднее образование на дому, поступили в высшие учебные заведения. Лариса является студенткой 4 курса Орловского государственного университета, а Миша в этом году поступил на первый курс Юридического факультета ОГУ.
Важную роль при нетрадиционных формах обучения играет спецбиблиотека. Учащиеся обращаются в библиотеку за нужной им литературой, плоскопечатной, говорящей или рельефно-точечной. Работники библиотеки дают консультации учащимся и их родителям по освоению Брайля, а так же по освоению тифлосредств. Учащиеся пользуются всей информационной базой библиотеки: справочниками, энциклопедиями, межбиблиотечным абонементом, как городским, так и республиканским спецбиблиотек. Учащиеся, о которых речь шла выше, прошли обучение в компьютерном классе при библиотеке, и теперь в их распоряжении информационные технологии, которые позволяют им повысить уровень обучения и, сократить время на подготовку домашних заданий, а так же позволяет им не отстать в освоении новых методов и технологий обучения. В частности, прошедшим обучение в компьютерном классе доступен электронный каталог библиотеки, которым они самостоятельно с успехом пользуются.
Библиотека также является центром общения учащихся и студентов, где они встречаются, делятся опытом, обсуждают свои проблемы.
Работники библиотеки помогают учащимся в подготовке рефератов, докладов и выступления, при написании сочинений.
Итак, наряду с традиционной формой обучения незрячих и слабовидящих детей в специальной школе-интернате нетрадиционные формы обучения могут быть применены там, где традиционная форма обучения вызывает много трудностей, как организационных, материальных и психологических. Наряду с некоторыми недостатками по сравнению с обучением детей в спецшколах-интернатах, рассмотренные здесь формы обучения имеют свои преимущества перед традиционной формой обучения детей с большим недостатком зрения. Преодолеть трудности нетрадиционных форм обучения, и призваны областные спецбиблиотеки для слепых.
Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным введение в штат областных спецбиблиотек единиц социальных педагогов, которые профессионально занимались бы с учащимися.