[Главная страница][Тезисы конференции]

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ ПО ЗРЕНИЮ

Соколов В. В., преподаватель информатики, математики, физики школы-интерната для слепых детей, разработчик отечественных синтезаторов речи,

Москва

В своем докладе я хочу рассказать об особенностях и методах дистанционного обучения, а также показать, что эта форма получения образования доступна лицам с нарушениями зрения и может с успехом дополнять традиционные формы образования.

Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована незрячими и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению как одной из форм заочного образования следует уделить особое внимание.

В дистанционном режиме учиться значительно проще и комфортнее (появляется возможность свободно планировать свое время, нет необходимости добираться до учебного заведения).

Дистанционное обучение широко распространено в мировой практике и имеет давнюю историю. Например, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней для студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Во многих ведущих университетах мира разработаны специальные курсы дистанционного обучения, по окончании которых студенты получают соответствующий аттестат.

Одна из задач системы образования в современном обществе - обеспечить каждому человеку, в том числе и инвалиду доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей. Эту задачу государство решало через систему школьного, вузовского образования, систему повышения квалификации, включающие как очные, так и заочные формы обучения. Заочное обучение в нашей стране имеет богатые традиции и успехи. К успехам заочной формы обучения можно отнести тщательно отработанные методики, апробированные и применяемые для больших групп слушателей. В системе заочного обучения накоплен немалый опыт разработки методических и учебных материалов, заданий для самостоятельной работы, тестирующих заданий.

Дистанционное образование как одна из форм обучения развивается в общем русле научно-технического прогресса и информатизации общественной жизни. Новый всплеск интереса к дистанционному образованию возник на фоне бурного развития средств телекоммуникационных технологий, возникновения мировой информационной сети Интернет. Компьютер и модем становятся привычным атрибутом офиса, класса, квартиры. А это означает, что резко возрастает потенциальная аудитория обучающихся.

Отметим наиболее существенные свойства современных дистанционных форм обучения. Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные. Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают слушателю, с одной стороны, быстрее и глубже освоить учебный материал, с другой стороны дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня его усвоения.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг, которые в настоящее время стали доступны инвалидам по зрению:

электронная почта

телеконференции

пересылка данных (FTP-серверы)

гипертекстовые среды (WWW-серверы)

ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы).

С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учениками (рассылка учебных заданий, вопросы к обучаемым и преподавателю). Электронная почта намного облегчает преподавателю массовую рассылку материалов, позволяет отслеживать историю переписки со слушателями.

Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых. Телеконференции проходят под управлением преподавателя, выступающего в роли модератора. Преподаватель формулирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений.

Услуги FTP-серверов могут потребоваться при пересылке данных (файлов), в том числе больших размеров. FTP-серверы располагают удобными функциями для организации и контроля таких пересылок.

На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылками (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и звуковую информацию.

Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет может готовить набор ссылок на WWW-страницы, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этими материалами.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным. В традиционной системе обучения слушатель периодически получал учебные и методические материалы и отсылал свои решения преподавателю. Обычно периодичность общения из-за медленной работы почты составляла не более одной посылки в месяц. Электронная почта работает значительно оперативнее - письма здесь идут считанные минуты. Тем самым обучаемому предоставляется возможность оперативной связи, а преподавателю - возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.

Благодаря интерактивному стилю общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения в зависимости от особенностей ученика, связанных с отсутствием зрения. Преподаватель может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Новые информационные технологии обеспечивают слушателей разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов, трудно доступных незрячим ученикам, могут предлагаться:

компьютерные обучающие программы

электронные учебные пособия

компьютерные системы тестирования и контроля знаний

электронные справочники и энциклопедии

информационные материалы, размещенные в сети Интернет.

Перечисленные средства, доступные инвалидам по зрению, безусловно, способны повысить качество обучения, ускорить изучение и освоение учебного материала. Именно здесь требуется сосредоточить внимание разработчиков дистанционных курсов. Разработка подобных средств обучения весьма трудоемкий и длительный процесс. Но именно в создании современных средств обучения заложены источники повышения эффективности дистанционных форм обучения.

Одним из возражений против дистанционного обучения инвалидов по зрению может быть ярко выраженная индивидуализированность этой формы обучения. Слушатель замыкается в себе, лишается возможности общения с коллегами. На самом деле это не совсем так. Дистанционное обучение не исключает возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности, участия в совместных проектах. Тем не менее подобного рода коммуникации не могут служить полноценной заменой личного общения. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении. В дистанционном образовании стали широко применяться методы коллективной работы, метод проектов. Такие методы ориентированы на развитие коллективных форм деятельности, повышение творческой активности обучаемых, активизацию творческих способностей личности и коллектива. Традиционное заочное обучение носило явно выраженный индивидуальный характер. В современном дистанционном образовании стало возможным реализовывать коллективные формы деятельности, организовывать дискуссии не только в режиме «преподаватель-ученик», но и широкие коллективные конференции в группе или открытом информационном пространстве. Методы проектной деятельности базируются на коллективной работе, требующей взаимодействия многих участников. Именно в этом проявляется коммуникативная основа дистанционного образования. Подобной возможности практически не существовало в традиционном заочном обучении. Но никакие формы заочного образования в социально-психологическом аспекте не в состоянии заменить традиционного очного обучения.

В Москве имеется положительный опыт участия инвалидов по зрению в дистанционных курсах. Так двое незрячих преподавателей школы для слепых детей с 1998 года с успехом обучались на таких курсах в Московском институте повышения квалификации работников образования и весной 2000 года получили соответствующие дипломы. Они участвовали в совместных проектах с другими слушателями. И это сотрудничество было обоюдоинтересным и взаимовыгодным. Еще несколько незрячих, имеющих высшее образование, в настоящее время на дистанционных курсах изучают иностранный язык. Участники этих курсов готовы поделиться накопленным опытом и, по мере возможности, посодействовать в организации подобных курсов.

Выводы

Необходимыми условиями развития дистанционных форм обучения являются:

наличие компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи

начальный уровень подготовки обучаемых в области информационных технологий (владение основами компьютерной грамотности)

дистанционное обучение - одна из утвердившихся форм обучения

дистанционное обучение - наиболее демократичная форма обучения, позволяющая получить образование широким слоям общества, в том числе и инвалидам

дистанционное обучение реализует принцип непрерывного образования

дистанционное обучение опирается на разнообразные средства

представления учебных материалов, доступные инвалидам по зрению

дистанционное обучение является дополнением к традиционным формам образования, но ни в коем случае не заменяет их.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz