[Главная страница][Тезисы конференции]

К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ К ВУЗОВСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Денискина В.З., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО,

Москва

Готовность инвалида по зрению к вузовскому образованию предполагает, на наш взгляд, владение выпускником школы для слепых и слабовидящих целым комплексом знаний и умений, в том числе и специальных знаний и умений, которые позволяют ему адаптироваться в студенческой среде, успешно обучаться, готовиться к будущей профессии и входить в нее.

Каким же комплексом знаний и умений должен владеть незрячий и слабовидящий абитуриент?

Специальных исследований по данной проблеме пока нет. Однако, исходя из опыта студентов-инвалидов, уверенно можно сказать, что выпускникам школ необходима психологическая готовность, включающая осознание своего дефекта и правильное отношение к нему; понимание того, что общество наше в целом еще не готово принять инвалида как равного; что перед выпускником школы для детей с нарушением зрения нет множества путей-дорог, а есть одна (может быть две) и очень тернистая тропа. Этот перечень чисто психологических аспектов готовности к вузу можно было бы продолжить.

Крайне необходимо уже в школьные годы сформировать коммуникативные навыки в такой мере, чтобы у абитуриента, а затем студента, общение с сокурсниками и преподавателями не вызывало непреодолимых трудностей. При этом важно в школьные годы научить слепых и слабовидящих адекватно пользоваться неречевыми средствами общения. А это предполагает работу по преодолению двигательных стереотипов, усвоение общепринятых жестов, поз, мимики, что в общении со зрячими имеет очень большое значение. Так, если студент, общаясь с педагогом, смотрит на него искоса (например, при таком нарушении поля зрения, когда видит только верхнебоковой участок глаза) или вовсе не смотрит на него, то педагог неосознанно занижает возможности студента.

Не менее важно в школьные годы сформировать навыки личной гигиены и самообслуживания. Неухоженный инвалид вызывает брезгливость, а не желание помочь ему. В исследовании В. Гудониса показано, что многих нормально видящих отталкивает в инвалидах по зрению внешняя неприглядность, к которой они относят не слепоту или наличие очков с толстыми стеклами, а грязь под ногтями, оторванные пуговицы, помятое платье, нечистые волосы и т.п.

К важнейшим условиям готовности к вузовскому образованию относятся также умение самостоятельно передвигаться в пространстве и мобильность. Это, в свою очередь, неразрывно связано с уровнем физической культуры выпускника школы, т.к. от того, насколько хорошо инвалид по зрению владеет своим телом, во многом зависит успешность его ориентировки в пространстве и мобильность.

Выпускники школ для слепых и слабовидящих детей нуждаются в информированности по социально-правовым вопросам не только о своих льготах и правах, но и обязанностях. Если студент записывает лекции на диктофон, не получив предварительно согласие педагога, то это свидетельствует о многих пробелах его воспитания и обучения (не этичен, не информирован и т.п.).

Готовность к вузовскому образованию предполагает и воспитание определенных черт характера, без которых обучение в вузе, адаптация в студенческой среде, тем более трудоустройство и успешная профессиональная деятельность становятся весьма проблематичными. К таким чертам характера относятся трудолюбие, доброжелательность, целеустремленность и т.п., а главное желание и умение самому решать возникающие проблемы, пусть даже с привлечением к их решению окружающих.

В рассматриваемой проблеме важно как можно раньше дать выпускникам представление о будущей профессии. К сожалению, в отношении профессии многие инвалиды студенческие годы проводят с установкой "Выучусь, а там видно будет". Такая установка является непозволительной роскошью для слепых и слабовидящих.

Умение рационально пользоваться сохранными анализаторами также относится к условиям готовности к обучению в вузе. Отсутствие у подавляющего большинства слабовидящих навыка использования слуха для получения информации (восприятие учебного материала через прослушивание "говорящей книги" или чтеца) приводит к зрительным перегрузкам, что зачастую становится непреодолимым препятствием для получения образования.

Не менее значим в плане готовности к обучению в вузе является высокий уровень овладения учащимися знаниями и умениями, предусмотренными школьными программами; сформированность общеучебных умений в условиях зрительной недостаточности.

Что же в отечественной тифлологии имеется на сегодняшний день в помощь педагогическим коллективам для решения означенных проблем?

Имеются программы практически ко всем коррекционным курсам: ориентировка в пространстве, развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительного восприятия, социально-бытовая ориентировка, ритмика, лечебная физкультура. Часть программ представлены в специальной программно-методической литературе двумя вариантами: Санкт-Петербургским и Московским. Эти материалы не противоречат друг другу, а дополняют, что, на мой взгляд, тоже является залогом более эффективной работы школ по подготовке учащихся к самостоятельной жизни, в частности, и к обучению в вузе.

В настоящее время идет работа по совершенствованию модели школы для детей с нарушением зрения. Наши школы наконец-то становятся (пусть с трудом), но центрами всесторонней реабилитации слепых и слабовидящих. Кстати, этому способствуют и упомянутые программы.

На сегодняшний день можно считать решенной (теоретически и практически) проблему коррекционной направленности уроков по общеобразовательным предметам, что является важной частью реабилитационной работы средствами образования. В адрес воспитателей школ-интернатов также стали появляться методические рекомендации.

Однако проблем пока, к сожалению, больше, чем решений. Например, не закончена работа по стандартизации специального образования, что отрицательно сказывается на доброкачественности подготовки учащихся к получению высшего образования. Другой пример. В доперестроечные времена у студентов в целом было гораздо больше свободного времени. Теперь же большинство студентов вынуждены совмещать учебу с работой, а, следовательно, современному незрячему студенту труднее адаптироваться в студенческой среде, найти там истинных друзей, получить своевременную помощь, т.к. он даже по времени меньше общается с однокурсниками. Да и студентам-инвалидам приходится подрабатывать. Следовательно, современный студент должен быть еще более мобильным, коммуникабельным, самостоятельным и т.д., и т.п., чем это требовалось от студентов старшего поколения.

В настоящее время остро ощущается необходимость разработки модели получения интеллектуальной профессии инвалидами по зрению с последующим рациональным трудоустройством. Пока (пусть не без помощи своих педагогов, близких, Общества слепых) каждый трудоустраивается сам, часто повторяя на своем опыте ошибки других.

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что готовность инвалидов по зрению к вузовскому образованию предполагает огромную многоаспектную работу школ для детей с нарушением зрения, а также решение связанных с этой работой проблем.

[Главная страница][Тезисы конференции]

Hosted by uCoz