[Главная страница][Тезисы конференции]
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К КОЛЛЕКТИВУ ЗРЯЧИХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Воеводкина М.Е., студентка магистратуры Нижегородского государственного педагогического университета,
Н. Новгород
До начала 90-х годов внимание тифлоспециалистов было сосредоточено на проблемах изучения познавательной сферы детей с нарушением зрения, особенностей их обучения, формирования навыков пространственной ориентировки. В этом направлении в настоящее время достигнуты значительные успехи. Но недостаточно изученными остаются особенности межличностных отношений.
В нашей стране дети с особыми потребностями обучаются в специальных школах-интернатах. Большинство учеников ездят домой на выходные дни, а некоторые только на каникулы. Условия жизни в школе интернате соответствуют жёстко ограниченной и структурированной коммуникационной среде. Они характеризуются чрезмерно стабильной по составу, устойчивой по распределению социальных ролей средой сверстников, ограниченным числом взрослых, с которыми взаимодействует ребёнок. Живя в школе-интернате, в условиях изоляции от зрячих сверстников дети практически не вступают в социальные связи с ними.
По данным В. П. Гудониса (3) всего 2% выпускников этих школ работают и учатся вне сферы общества слепых, да и у них возникают трудности при общении со зрячими. Большинство же работает на специализированных учебно-производственных предприятиях, выполняя простейший ручной труд, где широко распространены такие негативные явления как алкоголизм и его следствие- распады семей. С другой стороны и сами нормально видящие люди очень мало осведомлены о особенностях лиц с нарушениями зрения.
Исследование социальных установок зрячих по отношению к слепым и слабовидящим было проведено А. Суславичусом (6). Он показал, что у зрячих можно выделить три группы социальных установок. Игнорирование лиц с дефектами зрения- многие зрячие при этом исходят из суждения, что слепым неприятен контакт со зрячими. Псевдоположительная установка, которая сводится к тому, что зрячие снисходительны к инвалидам по зрению, что может вести к ограничению активности последних. Другим проявлением псевдоположительной установки является нетактичное отношение зрячих, когда в присутствии слепого его начинают жалеть, расспрашивать о его дефекте. Адекватная социальная установка, которая включает в себя правильную оценку реальных возможностей слепого или слабовидящего, создание для него благоприятных условий для развития его способностей. Установки инвалидов по зрению по отношению к нормально видящим также могут быть разделены на три типа. Социальная установка зависимости, Т. Е. с точки зрения слепого зрячий обязан помогать ему; установка избегания зрячих; адекватная социальная установка, когда общение с другими людьми строится не на основе наличия или отсутствия у них зрительного дефекта. Конечной целью реабилитации, по словам Т. Уппонена, является "достижение такого психологического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный дефект как одно из своих качеств, т. е. определённую индивидуальную характеристику, отличающую его от других, и не более того". Но приведённое выше исследование показывает, что достижение такого состояния возможно не только при определённой психологической работе с инвалидом, а и при формировании адекватного отношения к нему со стороны социального окружения.
У многих незрячих наблюдается бедность и неадекватность представлений о внешнем мире, низкая самооценка, неадекватный уровень притязаний, агрессивность, эгоцентризм, низкая активность, страх быть отвергнутым, конформизм, боязнь самостоятельности, неумение вербализовать свои негативные переживания. Р. Банзявичене (1) в своём исследовании показал, что среди лиц с нарушением зрения в эмоционально значимых ситуациях преобладают поведенческие реакции, несовпадающие с импульсивно возникающими намерениями, что указывает на более частое проявление психологических защит. Наличие у незрячего студента хотя бы одного подобного недостатка личности значительно затрудняет его общение со зрячими сверстниками.
Исследование личности старшеклассников школ для слепых детей (А. М. Виленская (2)) показало, что у учащихся имеются серьёзные нарушения сферы общения, основной её недостаток - монологичность. Партнёр нужен старшим школьникам как слушатель, а не как собеседник. Они принимают только положительные высказывания в свой адрес и доводы, подтверждающие их точку зрения. Это свидетельствует о тесной связи такого характера общения с неуверенностью в ценности своей личности и необходимостью подтверждения её со стороны. Р. Банзявичене (1) выявил, что в группе лиц с нарушением зрения и зрячих испытуемых ситуация общения самая частая в числе значимых эмоциональных событий, но напряжённость, возникающая в результате, имеет противоположную валентность. В группе инвалидов по зрению среднее значение оценок по напряжению с отрицательным, а в группе зрячих - с положительным знаком.
Неблагоприятное влияние на установление межличностных взаимоотношений оказывают так же испытываемые слепыми и слабовидящими трудности социальной перцепции. В социально-психологическом плане важнейшими качествами являются способность устанавливать социальные контакты, адекватно воспринимать и понимать партнёров по общению.
В то же время среди социальных факторов компенсации последствий нарушения зрения тифлопсихологи важнейшую роль отводят коллективу, так как от характера межличностных отношений зависит психологическое состояние личности, отношение к деятельности, к другим людям и себе.
До настоящего времени главным постулатом в специальной психологии и педагогике являлось утверждение принципа коррекционного обучения и воспитания в качестве основного пути реабилитации и интеграции инвалидов по зрению, но, по мнению А. Г. Литвака (5), коррекция, будучи процессом, при котором исправляются и вытесняются не адекватные способы деятельности и формы поведения, в физиологическом плане является ни чем иным, как вытеснением и ломкой сложившихся динамических стереотипов, а это, как известно, влечёт за собой перенапряжение нервных процессов и нарушение их подвижности, с чем связана возможность нервных срывов. Со всей очевидностью возникает необходимость переноса центра тяжести в деятельности реабилитологов и педагогов с коррекционной работы на профилактическую. Поэтому работу по социально-психологической реабилитации следует начинать непосредственно после появления дефекта или его осознании при ранней или врождённой слепоте.
Практика показывает, что нарушение зрения не является непреодолимым препятствием для успешного установления социальных контактов со зрячими. Мы полагаем, что необходимые для этого умения и навыки слепой или слабовидящий ребёнок успешно может приобрести в процессе постоянного непосредственного общения с нормально видящими сверстниками. Об этом свидетельствует тот факт, что многие незрячие дети до поступления в специальную школу-интернат успешно устанавливали дружеские контакты со зрячими ровесниками.
Опыт некоторых стран (например Великобритании) показал, что, при соответствующем материальном и кадровом обеспечении образовательных учреждений, незрячие дети могут обучаться в массовых школах, не испытывая психологических трудностей при общении с нормально видящими сверстниками. В последние годы этой проблемой заинтересовались и отечественные учёные.
Е. П. Карвялис (4) предлагает следующие модели интегрированного обучения: 1 - полностью интегрированное, 2 - по модифицированной и адаптированной программе общеобразовательного учреждения, 3 - по индивидуальной программе, 4 - частично в общем и специальном классе, 5 - в специальном классе. Л. И. Солнцева (6) предлагает формы интеграции для детей с нарушением зрения: полная, частичная (дети обучаются в массовой школе, а живут в интернате) и временная (проведение некоторых мероприятий совместно со зрячими детьми).
Экспериментально частичная форма интегрированного обучения была опробована в Москве. В результате выяснилось, что педагоги не были подготовлены к тому, чтобы принять в свой класс незрячих учеников. Старшеклассники из школы для слепых детей попали в давно сформировавшийся коллектив класса массовой школы, а так как после уроков они возвращались в интернат, где у них были свои друзья, то потребности устанавливать тесные контакты со зрячими не возникало. В свою очередь нормально видящие ученики, многие впервые увидев незрячих сверстников, наблюдали за ними как за рыбками в аквариуме, иногда даже отказывались помочь им, не зная, как это сделать.
Мы считаем, что интеграция должна быть полной и начинаться уже с дошкольного возраста, так как только в этом случае у ребёнка появится возможность устанавливать со зрячими близкие дружеские отношения. Конечно, в школе, принимающей такого ребёнка, необходимо создать соответствующие условия: небольшие по численности классы, наличие специальных технических средств, тифлоспециалистов.
Специальные школы должны превратиться в центры зрения, функции которых будут состоять в следующем: концентрация тифлопедагогических кадров, создание банков данных, проведение научных исследований, повышение квалификации педагогов, накопление и хранение специальной литературы, консультации родителей, обучение незрячих пространственной ориентировке. Центры должны взять на себя и функцию пропаганды среди населения отношения к лицам с нарушением зрения как к равноправным членам общества.
В функции тифлопедагога, работающего в массовой школе, должно входить - модификация и адаптация учебных программ по некоторым предметам (физкультуре, черчению, труду) в связи с особенностями незрячего ребёнка, консультировать педагогов, родителей и детей, общающихся с учеником, имеющим зрительное нарушение, обучать ребёнка и учителей шрифту брайля и использованию тифлотехники, развивать навыки пространственной ориентировки. Важнейшая задача школьного психолога- помочь ребёнку принять сеьбя вместе с дефектом- не брать на себя кредо инвалида, которому все окружающие люди обязаны помогать, но и без негативизма принимать предложенную помощь.
Таким образом интегрированное обучение должно преследовать две основные цели: научить детей с дефектами зрения безболезненно общаться со зрячими и помочь нормальновидящим относиться к незрячим как к равноправным членам общества.
Список литературы.
1. Банзявичене Р. Эмоционально значимые события в жизни слепых и зрячих. // Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика
работы с ними.Л., 1990. С. 45- 56.
2. Виленская А. М. Особенности личности учащихся старших классов школ слепых. // 10 научная сессия по дефектологии. М., 1990. С. 83-
109.
3. Гудонис В. П. Социально-психологические проблемы интеграции инвалидов по зрению в общество зрячих. // Дефектология. 1995. 2. С. 32- 38.
4. Карвялис В. П. Модели интегрированного обучения детей с особыми потребностями. // Дефектология. 1998. 1. С. 53- 61.
5. Литвак А. Г. Путь реабилитации и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика. //Дефектология. 1991. 6. С. 23- 30.
6. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., 1999.